6 февраля состоялось Заседание комитета Законодательного Собрания по социальной и демографической политике под председательством Ольги Хромушиной. На заседание были приглашены представители региональных министерств труда и занятости населения, социального развития, управления Минюста, аппарата губернатора, Счетной палаты, Общественной палаты и Федерации профсоюзов области.
О реализации социально-значимых проектов на территории Оренбургской области на заседании Комитета выступила Заместитель председателя комитета по развитию институтов гражданского общества Наталья Изюмченко:
«Вопросам развития общественных институтов уделяется особое внимание на государственном уровне, о чем свидетельствует тот факт, что негосударственные организации, в первую очередь социально-ориентированные некоммерческие организации СО НКО получают все больше и больше законных полномочий влияния на процессы, происходящие в различных отраслях, могут достаточно эффективно отстаивать свои права и права граждан, оказывать социальные услуги населению.
В последние два года сделаны важные шаги на пути активного вовлечения некоммерческого сектора в сферу оказания социальных услуг. В августе 2016 года указом губернатора Оренбургской области утвержден «Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению на 2016-2020 гг.». Правительством Оренбургской области принят план мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Образован координационный совет под председательством вице-губернатора, заместителя председателя Правительства по социальной политике П.В.Самсонова. Это должно придать НКО новое качество, способствовать формированию стабильного бюджета организаций и долгосрочной стратегии развития.
С 2014 года государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области, регулируется областным законом от 06.05.2014 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области». Таким образом, сегодня в области создана необходимая нормативно-правовая база и инфраструктура по поддержке СО НКО.
В рамках работы Координационного совета по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющим деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению был проведен мониторинг нормативных правовых актов Оренбургской области и разработаны предложения.
В частности, в осуществлении мер по государственной поддержке СО НКО Оренбургской области необходимо осуществить следующее:
Существует необходимость совершенствования механизмов социального заказа – практики оказания некоммерческими организациями социальных услуг населению на основе договорных отношений с органами государственной и муниципальной власти.
Необходимо обеспечить неформальный подход к выполнению требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", связанных с определением преимуществ некоммерческим организациям при проведении государственных и муниципальных закупок; привлекать НКО к участию в конкурсах на право заключения государственного контракта для выполнения работ (оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд в части оказания социальных услуг населению.
В целях обеспечения финансовой независимости некоммерческих организаций, устойчивости социально значимых проектов существует необходимость дальнейшего развития социального предпринимательства. В частности, необходимо разработать стандарты ведения некоммерческими структурами социального предпринимательства, формулирующие основные принципы развития внутри социально значимых проектов, а также ускорить разработку и принятие закона о социальном предпринимательстве.
Существует необходимость определения единых подходов и механизмов выделения нежилого имущества, являющегося собственностью субъекта РФ и муниципальных образований, которое предполагается направить на оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках Федерального закона от 05.04.2010 № 40−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». В Постановлении Правительства об утверждении перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и пользование на долгосрочной основе отсутствует механизм реализации нормативного правового акта.
Необходимо проработать возможность законодательного закрепления обязательства федеральных и региональных теле-радиоканалов на безвозмездной основе предоставлять рекламное время для размещения социальной рекламы, в т.ч. содержащей информацию о предоставляемых некоммерческими организациями социальных услугах.
Принимая во внимание социальную значимость благотворительной деятельности, в целях создания условий для развития благотворительной деятельности необходимо законодательно закрепить правовую основу и принципы государственной поддержки благотворительной деятельности, полномочия органов государственной власти, формы государственной поддержки благотворительной деятельности.
Инфраструктурой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций должна стать система ресурсных центров (в том числе и в МО) - специализированных социально ориентированных некоммерческих организаций, создаваемых и осуществляющих свою деятельность на территории. В этих целях необходимо определить базовый пакет нормативных правовых актов, создающих правовые основания для деятельности организаций инфраструктуры поддержки СО НКО, в который как минимум должны входить: законы определяющие, что такое инфраструктура поддержки и формы инфраструктурной поддержки, обязательства по финансированию деятельности объектов инфраструктуры поддержки; концепции/программы поддержки, в которых будут определены цели и задачи развития сектора СО НКО; определен объем финансирования и организации, оказывающие поддержку по тем или иным направлениям поддержки СО НКО; локальные нормативные акты, регламентирующие определенные формы, виды, меры и механизмы поддержки.
Одним из способов выявления активно работающих организаций призван служить механизм исполнения Закона об исполнителях общественно полезных услуг, который вступил в силу с 1 января 2017 года. Федеральный закон от 19.12.2016 № 449-ФЗ "О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях". «Исполнитель общественно полезных услуг» (ИОПУ) – это социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества и выполняющая еще ряд требований. В мае 2017 года в Общественной палате РФ (ОП РФ) прошло «нулевое» чтение законопроекта Министерства юстиции РФ, дающего право выдавать заключения органам власти на местах, что также требует нормативного регулирования на региональном уровне.
В части осуществления мер по государственной поддержке СО НКО Оренбургской области необходимо осуществить содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по поддержке СО НКО на территориях муниципальных образований, включая конкурсную поддержку муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Существует также необходимость нормативно-правовой поддержки закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Закон создал предпосылки для развития в России института эндаумента — источника негосударственного финансирования НКО».
Пресс-служба Общественной палаты Оренбургской области.