В рамках проекта Общественной палаты Оренбургской области «Учитель и общество» идет поиск ответа на основополагающий вопрос: насколько система образования соответствует современным требованиям, готово ли педагогическое сообщество к вызовам времени?
- Жизнь показала, что региональная Общественная палата очень четко может прогнозировать болевые точки и предугадывать ситуации, - говорит заместитель председателя региональной Общественной палаты, член комиссии по образованию и науке, директор Педагогического колледжа им.Н.К.Калугина г.Оренбурга Ольга Сальдаева. – Планируя проект «Учитель и общество», мы понимали его актуальность для каждого человека и общества в целом. Провели общественные слушания, проговорили, что должен собой представлять современный учитель - и вскоре возникла неординарная ситуация, к которой никто не был готов: необходимо было продолжать работу в условиях распространения новой опасной коронавирусной инфекции.
На мой взгляд, мобильность, умение адаптироваться к меняющимся условиям, осваивать новые технологи - главная черта людей всех профессий, но труднее всего в этом плане специалистам образовательной сферы.
Три минувших месяца дали возможность оценить самый сложный вызов общества к учителю.
- Насколько оперативно, на Ваш взгляд, профильное ведомство смогло организовать работу в условиях ограничительного режима?
- В нестандартных условиях предстояло выстроить систему, чтобы каждый учащийся мог завершить учебный год. Федеральное министерство, министерство образования области, органы управления образованием территорий региона через вебинары, методические рекомендации выстроили вертикаль образовательного процесса в условиях ограничений. Министерство образования области задействовало ресурсы телевидения: видеоуроки транслировались в соответствии с расписанием разных классов.
Для учебного процесса были предложены имеющиеся цифровые платформы. С учетом внезапности сложной ситуации, они стали очень хорошим подспорьем. И не только. Они дали импульс к размышлению.
Полагаю, самым лучшим вариантом стала бы своя, региональная цифровая платформа. Она не только выручала бы в экстремальных ситуациях, но пригодилась бы и на постоянной основе. Ресурс будет востребован учащимися, которым приходится по уважительным причинам временно выбывать из учебного процесса. Например, заболевшие дети, школьники, выезжающие на спортивные соревнования, творческие конкурсы могли бы подключаться к учебе с любого гаджета и возвращаться в школу, не отстав от одноклассников. В результате выиграют все – и педагоги, и ученики. Очень надеюсь, что, проанализировав ситуацию, мы поставим для себя определенные задачи.
- Вы полагаете, сегодня это решаемый вопрос?
- Это вполне реально. В нашей области уже десять лет реализуется проект дистанционного обучения на дому детей-инвалидов. С помощью своей цифровой платформы мы помогаем ребенку реализовать святое право на образование, гарантированное Конституцией РФ. Дети оканчивают школу, сдают ЕГЭ, поступают в колледжи и вузы. Опыт показывает, что такая работа – необходимый аспект в современном образовании. К примеру, один мальчик дистанционно проучился в школе одиннадцать лет, сдал ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов, иностранный язык - на 98. К счастью, выправилось его здоровье, и теперь он может очно учиться в вузе, прибегая к онлайн-курсам. Это яркий пример поддержки и семьи, и педагогов.
Добавлю: считаю, что онлайн-платформы должны быть разработаны не только в школьном, но также среднем специальном и высшем образовании. Они выручат в разных жизненных ситуациях, в частности, если студентка становится мамой.
- Непосвященные считают, что дистанционное обучение облегчило жизнь учителям, освободив их от ежедневного общения с детьми. Что скажете Вы?
- Мы все понимали, как стало нелегко детям и родителям. Но и для учителей удаленка обернулась огромной нагрузкой - в среднем, приходилось проверять порядка трехсот работ, ежедневно оценивать каждую работу каждого ребенка, готовиться к следующему уроку, а главное – держать эту работу в системе, потому что только она давала продвижение.
Не остановился и воспитательный процесс. Велась внеурочная деятельность. Продолжалось дополнительное образование.
- Что касается родительского сообщества. Насколько сознательно родители отнеслись к своим возросшим обязанностям, какие настроения преобладали?
- Комиссия Общественной палаты по образованию и науке организовала консультативную горячую линию для родителей и учителей. Она действительно оказалась «горячей». По большей части, обращались родители, во многом это были очень эмоциональные обращения, например: «Как я могу объяснить геометрию сыну-семикласснику?!». Люди сетовали на усталость, делились своими переживаниями. Настроения родителей, на которых также свалились свои, взрослые проблемы, очень понятны, ведь процесс адаптации всегда связан с внутренними психологическими механизмами. Мы старались оказать психологическую поддержку, донести мысль, что главное - не только разобраться с ребенком в теме по геометрии, но найти продуктивное взаимодействие в треугольнике «учитель – родитель - ученик».
Со временем на сайте министерства образования области появились благодарные отзывы от родителей и учеников, они признавали, как учителям было нелегко. Конечно, было в этой ситуации и недовольство родителей, кто-то считал, что слишком много задают. Локально, в каждой школе эти вопросы регулировались.
- Учебный год завершен, но жизнь – постоянная учеба. Какие уроки пандемия дала обществу, чему научила?
- Безусловно, ситуация будет внимательно проанализирована региональным профильным министерством, органами управления образованием, в каждом образовательном учреждении.
Что можно сказать уже сегодня? Оренбургские общественники оказались абсолютно правы: проект «Учитель и общество» крайне актуален. Полагаю, нам предстоит его дополнять и расширять с учетом новых вызовов общества.
Второе, это вопросы к системе подготовки учителя – и молодых педагогов, и в плане повышения квалификации. Мир изменился и прежним не будет. Правильно ли мы сегодня готовим будущего педагога? Готов ли учитель-2020 к работе в новых условиях? Что в образовании является базовым, важным, а что второстепенным? Может быть, на сегодня должна побеждать метапредметность, формирующая у школьника целостную картину мира?
Наконец, необходимо пересмотреть отношение к технологичности образования. Это настоятельное требование времени.
Важным достижением этого сложного периода стало понимание родителями своего ребенка. У взрослых появилась возможность реально включиться в детский процесс, увидеть личность своего ребенка, оценить его способности к обучению. Как бы трудно этот этап ни прошел, думаю, впоследствии родители поймут его ценность. И уже по-другому выстроят стратегию общения с сыном и дочерью – стратегию помощи либо, наоборот, развития самостоятельности.
- Какую оценку по пятибалльной шкале Вы поставили бы региональной власти, педагогическому сообществу за работу в условиях пандемии?
- На мой взгляд, самой объективной стала бы оценка «хорошо». Я дала бы именно смысловую, а не балльную оценку. Мы с ситуацией в целом справились.
Хорошо, что не остановился учебный процесс; учитель задумался о том, что он должен измениться.
Хорошо, что родители подключились к проблемам детей; а дети стали более самостоятельными.
Хорошо, что общественность, органы управления образованием тоже осознали необходимость перемен.
Несмотря на сложность проблем, извлекаются уроки, делаются выводы. Конечно, самые сложные изменения должны произойти в нашем сознании.