22 июля председатель Общественной палаты Оренбургской области Александра Иванова провела заседание круглого стола «Дистанционное обучение: за и против».
Плюсы и минусы электронного обучения, а также возможные формы его развития в регионе обсудили на площадке Общественной палаты представители органов власти, общественности, экспертов в сфере медицины и образования.
- Почему сегодня мы вынесли эту тему на повестку? – поставила вопрос Александра Иванова. – Впервые оказавшись в ситуации ограничительных мер, мыоказались к этому не готовы, возникло много сложностей, эмоции зашкаливали. Прошло время, завершился учебный год, позади экзамены. Есть первый опыт, обозначились проблемы. Теперь можно подойти к оценке взвешенно, объективно.
Позицию общественной организации «Оренбургский родительский комитет» высказал ее руководитель Игорь Астахов. Он настроен скептически: дистанционные технологии обучения допустимы только в условиях карантинных мер, но неприемлемы в рамках обычного образовательного процесса. Дистанционное обучение стало серьезным испытанием не только для детей. Большинство родителей заняты на работе и не могут заменить учителя. Сегодняшняя система образования технически не готова к внедрению цифровых новшеств, но даже при должном оснащении останется открытым вопрос негативного влияния на физическое и психическое здоровье ребенка, на его социализацию.
Инновации в образовании должны быть безопасны для детского здоровья, подтвердили специалисты здравоохранения. Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой офтальмологии ОрГМА Александр Апрелев обратил внимание, что актуальность проблем со зрением у школьников и студентов может усугубиться, ведь дистанционное обучение вынуждает проводить очень много времени за мониторами. Причем не так опасен монитор или ноутбук, как планшет или телефон. В таких условиях, считает ученый-офтальмолог, необходимо рассмотреть вопрос создания программы по охране зрения, проводить в школах профилактические мероприятия, выявлять группы риска. Коллегу поддержала главный педиатр минздрава области Светлана Димова, отметив, что от высоких нагрузок страдает не только зрение, но и опорно-двигательный аппарат, появляются эндокринные нарушения.
Важен и психологический фактор, отметила главный детский психолог регионального минздрава Ирина Медик. Она подчеркнула: говорить о продуктивном дистанционным обучении можно только применительно к школьникам старших классов и студентам. Волевая регуляция, чувство ответственности у ребенка формируется к 12-ти годам, поэтому младшее и среднее звено нуждается в родительском контроле. Детям этой возрастной группы по силам лишь элементы дистанционного обучения.
- В психологическую службу стали чаще обращаться родители и дети, но надо признать: в целом, дети адаптируются к новым условиям гораздо быстрее взрослых, - заключила Ирина Медик. – Психологическую помощь родителям оказывают специалисты телефонов доверия, клиники семейной психотерапии, открыты онлайн консультации. В то же время, необходимо укреплять психологическую службу в школах.
Председатель комиссии Общественной палаты Оренбургской области по социальной политике, здравоохранению, физической культуре, спорту и туризму, профессор ОрГМА Нина Сетко привела результаты исследований в школьной и студенческой среде в условиях дистанционного обучения. Увеличился уровень стресса, возросла тревожность, опрошенные отмечали усталость глаз, утомляемость, головокружение, появление перепадов настроения. Нельзя оставаться в стороне от этих проблем, считает ученый-общественник. На базе образовательных учреждений, особенно крупных школ, необходимо создавать кабинеты охраны зрения. Требуются программы по сохранению здоровья при новых формах обучения, мероприятия по повышению стрессоустойчивости. Подвижки есть: в настоящее время утверждены новые нормативы и специальные требования к организации работы цифровой школы. Дети нового поколения требуют новых подходов.
Каков взгляд на проблему педагогов? Готов ли современный учитель к дистанционному обучению? В чем сегодня нуждаются сами педагоги?
- Для меня, как педагога, главным достоинством дистанционного обучения в период самоизоляции стала сама возможность непрерывного обучения. А вынужденные условия лишь ускорили вхождение в этот процесс, - поделилась Елена Голева, учитель математики лицея №5 имени Героя Российской Федерации А.Ж. Зеленко. Молодой педагог убеждена, что дистанционные формы открывают новые возможности повышения квалификации, профессионального роста. А такая задача стоит сегодня перед всеми учителями. «Новые знания дают уверенность, а за уверенным педагогом обучающиеся пойдут на любую апробацию, и у родителей будет меньше вопросов и сомнений», - считает Елена Голева. Она также обратила внимание на необходимость изменений требований к аттестации педагогов и важность помощи со стороны методистов.
Старший методист ресурсного центра по работе с одаренными детьми Губернаторского лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья Алексей Уржумов рассказал, что опыт его учреждения позволяет работать с учениками со всей области, где есть интернет и компьютер, включая самые удаленные территории.
- Коллектив лицея-интерната адаптировался к новым условиям, и при необходимости мы сможем перейти на новую форму учебы, - подчеркнул Алексей Уржумов. - Что касается цифрового неравенства школьников – такая проблема очевидна, ее не решить по щелчку пальцев, потребуется время. Но у и учителей разный уровень цифровой компетенции. Я не поддерживаю полный переход на дистанционное обучение, но считаю, что оно хорошо выручает в крайних ситуациях и должно применяться разумно.
По мнению Ольги Катениной, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы №86 г.Оренбурга, существенный пробел дистанционных технологий заключается в отсутствии живого общения учеников с педагогами.
- Воспитательный момент упускать нельзя! - согласилась Елена Матвиевская, доктор педагогических наук, первый проректор ОГПУ. – Наша задача - не просто дать знания, а вырастить личность, гражданина. Дети должны жить в реальном мире, общаться со сверстниками и взрослыми, иначе мы потеряем культуру коммуникации. Но жизнь идет вперед, и нам надо быть готовыми к работе с дистанционными образовательными технологиями.
Должен ли урок в онлайн формате быть короче обычного? Как быть сельской школе, где нет устойчивой интернет-связи? Что делать многодетным семьям? Как убедить родителей в условиях удаленки не выполнять задания за детей? Интересны ли ученикам уроки, транслирующиеся с телеэкрана? Существенны ли пробелы в знаниях, полученных дистанционно? Вопросов много, и ответы еще предстоит находить.
- В начале учебного года обязательно устроим входную диагностику, чтобы понять, где мы недоработали, - заверила заместитель министра образования области Нина Гордеева. – Министерство образование области категорически против полного перехода на дистанционное обучение. Мы за то, чтобы использовать элементы дистанционных технологий для детей, у которых нет постоянного педагога; применять эти технологии с хорошим учителем из базовой школы в онлайн режиме, взаимодействовать по отдельным темам. Эти технологии очень важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, и такая работа в области ведется на базе педагогического колледжа. Педагогическому сообществу предстоит многому научиться. Освоение электронных технологий пригодится, к примеру, когда очередной раз уйдем на карантин по гриппу. Мы должны не готовиться к огульному переходу на дистанционное обучение, а строить образование с использованием дистанционных технологий.
Председатель комиссии Общественной палаты по образованию и науке, начальник Оренбургского президентского кадетского училища Татьяна Машковская отметила: безусловно, нужно развивать медиаграмотность, учитывать лучшие практики, изучать интересные варианты работы. Система образования обязательно должна реагировать на происходящие в обществе перемены, осваивать и внедрять передовые технологии.
- Получен новый опыт, и система образования не может оставаться прежней, - убежден Геннадий Аверьянов, председатель комитета Законодательного Собрания области по образованию, науке, культуре и спорту. - В новых условиях должны перестроить свою работу институты повышения квалификации педагогов, методические центры, педагогический университет. Стоит рассмотреть возможность пилотного варианта. Важно также не растерять ценности классического образования. Считаю, что система образования должна быть смешанная - с элементами дистанционного обучения.
Замены классическому образованию быть не должно, при этом дистанционные технологии должны применяться как вынужденная мера в экстренной ситуации, как дополнительное образование, репетиторство, как возможность получить урок от именитого, авторитетного педагога – такова точка зрения Максима Амелина, первого секретаря комитета Оренбургского областного отделения политической партии КПРФ. Он высказался за разумный подход - нельзя разрушать классные коллективы, ликвидировать взаимодействие между учителем и учеником, бесконечно перегружать учителей.
Подводя итог, Александра Иванова поблагодарила коллег за откровенный разговор. Выслушана медицинская аналитика, позиция педагогов, представителей власти, общественников.
- Вопрос требует межведомственного взаимодействия, - констатировала Александра Иванова. - Обсуждение показало: мы не делаем выбор между качеством образования и здоровьем школьников, эти условия необходимо совместить. Значит, будем объединять усилия, и нужен план совместных действий, а общественность должна быть доступно проинформирована – как он разрабатывается, какие задачи ставятся, какие привлекаются ресурсы. Как бы технически ни совершенствовалась образовательная среда, главной фигурой во все времена останется Учитель. Современному педагогу должны быть по плечу инновационные технологии. Это не значит, что базовое, традиционное образование уходит на второй план. Оно должно быть основным. Но и без дистанционных технологий в современном мире не обойтись.
Александра Иванова обратила внимание коллег, что на прошедшем 13 июля заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам определены ключевые задачи. В частности, в нацпроекте «Образование» будет усилена составляющая по электронному обучению. Предстоит работа по обеспечению школ, особенно сельских, необходимым оборудованием, в том числе для цифрового обучения, а также повышению квалификации учителей. С этого года будут запущены мероприятия проекта «500+», направленного на реализацию адресной помощи школам, имеющим трудности с предметно-методической подготовкой. С осени, в пилотном варианте, в ряде регионов страны будет проведен эксперимент по апробации единой цифровой образовательной среды, которая обеспечит новые цифровые возможности для детей, учителей, родителей.
Цифровые технологии шаг за шагом входят в нашу жизнь. Нельзя забывать, что вопросы цифровизации – не только помощь образовательным организациям, но и каждой семье, где есть проблемы с техническим оснащением. Это также решение вопросов обеспечения отдаленных территорий кадрами, качественной связью, интернетом. Предстоит научиться жить и работать в новых условиях, с новыми возможностями. Ближайшая задача - помочь и педагогам, и ученикам максимально комфортно с 1 сентября войти в учебный процесс. Он пройдет в прежнем, традиционном режиме.
Рекомендации, подготовленные Общественной палатой Оренбургской области на основе прозвучавших предложений и изучения общественного мнения, будут направлены в адрес Правительства области, регионального министерства образования, Общественной палаты Российской Федерации.