Оренбуржцев не перестает волновать состояние дорог. Оно во многом определяет нашу безопасность и мобильность, комфортность проживания, качество транспортного обслуживания.
В проекте «Час с Общественной палатой» принял участие заместитель председателя Правительства Оренбургской области – министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Александр Полухин. Руководитель регионального ведомства ответил на вопросы общественников, а также обращения жителей, поступившие в Общественную палату.
- Александр Валерьевич, дороги – извечная тема. Наш разговор – о том, как помогает в решении проблем дорожной отрасли реализация национального проекта. Чем отмечен уходящий год?
- В реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» принимают участие две агломерации – Оренбургская и Орская. В составе последней - Орск, Новотроицк, Гай. Работы также проводятся на дорогах регионального и межмуниципального значения.
Что касается итогов уходящего года – они видны в цифрах. В 2020 году проведены работы на 172 объектах на территории области. Отремонтировано свыше 300 километров автомагистралей регионального значения, более 40 километров автодорог местного значения в муниципальных образованиях г.Оренбург, г.Орск, г.Новотроицк, Гайский городской округ. Выполнены работы по ликвидации 49 мест концентрации ДТП. Общий объем финансирования составил свыше 4,5 миллиарда рублей.
За цифрами – реальные изменения, ведь национальный проект – это дороги для людей.
- Назовите наиболее значимые для дорожной отрасли перемены последних лет.
- Полностью завершен ремонт автодороги Оренбург-Беляевка. Можно уверенно сказать: таких перемен здесь не припомнят даже старожилы. Построенная в 70-е годы прошлого столетия, дорога не знала комплексных ремонтов. Благодаря нацпроекту, за последние четыре года она приведена в нормативное состояние на протяжении более сотни километров. В этом году отремонтирован десятикилометровый отрезок на подъезде к райцентру Беляевка, а также продолжение этой дороги в поселковой черте до выхода на дорогу Беляевка - Желтое. Ремонт значительно улучшил транспортную доступность для жителей десятков сел Оренбургского и Беляевского районов. Кроме того, он частично разгрузил федеральную автодорогу Оренбург – Орск, где также ведутся масштабные ремонтные работы. Вдоль автодороги Оренбург – Беляевка расположены дачные товарищества, активно развиваются новые жилые поселки индивидуальной застройки, и я очень надеюсь, что жители оценили масштаб и качество проделанной работы.
Впервые за полвека полностью отремонтированы дороги Гай – Ириклинский и Ириклинский – Энергетик общей протяженностью свыше 45 километров. Ремонт в рамках нацпроекта прошел в два этапа, начиная с 2019 года. В этом году отремонтировано более 10 километров на первой дороге и 9,5 километра – на второй. Проведена не только замена верхнего асфальтобетонного слоя, но и обустройство обочин и съездов на второстепенные дороги, установка барьерных ограждений, сигнальных столбиков, новых дорожных знаков. Обе дороги – часть пути из центра области к крупнейшему энергообъекту региона – Ириклинской ГРЭС, а также к поселку Энергетик, где проживает более 9 тысяч жителей. Эти же дороги ведут к излюбленному месту отдыха оренбуржцев – Ириклинскому водохранилищу.
Поистине народным стал ремонт трассы Ивановка – Сорочинск – Ташла. Благодаря нацпроекту, в прошлом году там отремонтированы самые разбитые участки общей протяженностью 15 километров, в этом году обновлен очередной 14-километровый участок дороги. Решен наболевший вопрос! Во время дорожных работ жители близлежащих сел часто останавливались, чтобы приветствовать подрядчиков и выразить им благодарность за ремонт трассы.
В этом году продолжился ремонт автодороги Бугульма – Бугуруслан – Бузулук – граница с Казахстаном, а также реконструкция моста через реку Боровка. Эта дорога – транзитный путь из республики Татарстан, одна из основных транспортных артерий западного Оренбуржья. Она пересекает всю область с севера на юг, проходя по территориям пяти муниципальных образований. В рамках нацпроекта запланировано привести ее в норматив на всем протяжении – это почти 350 километров.
- Какие новые методы применялись в ходе дорожного ремонта? Учтена ли специфика региона?
- Год назад в Оренбуржье был впервые применен метод объемного проектирования асфальтобетонных смесей («суперпейв»). Он предполагает разработку асфальтобетона с учетом многих факторов и условий эксплуатации будущей дороги – перепадов температур и влажности, интенсивности трафика, типов преобладающих транспортных средств. Первоначально по этому методу был отремонтирован участок дороги Нижняя Павловка – Каргала в Оренбургском районе. А в этом году «суперпейв» уже применялся на всех объектах, ремонтируемых по нацпроекту. При проведении торгов его использование выдвигалось для подрядчиков в качестве обязательного условия.
Кроме того, при капитальном ремонте трех дорог была применена технология для укрепления грунтов - холодная регенерация (холодный ресайклинг). Метод позволяет проводить работы в 3-5 раз быстрее, чем традиционные технологии стабилизации грунтов. Например, холодным ресайклингом уложен нижний слой на автодороге Секретарка – Дымка в Северном районе. До капремонта эта дорога имела гравийное покрытие. Ее перевод в асфальтобетон на протяжении 37 километров был проведен в два этапа, начиная с 2019 года. Такая дорога позволит развивать новый животноводческий кластер, сформированный в Северном районе.
- Поговорим о ремонте городских дорог. Проблемной стала ситуация в областном центре. Затянулись сроки. Из запланированных четырех улиц – Аксакова, Туркестанская, Комсомольская, Правды завершен ремонт только первой. Это вызвало широкий общественный резонанс.
- Что касается трех улиц – все гарантийные обязательства подрядчиком будут исполнены. Вопрос на контроле.
Улица Аксакова города Оренбурга отремонтирована капитально. Проведена замена сетей теплоснабжения, которые, как и дорога, не ремонтировались более сорока лет. Теперь сведен к минимуму риск аварийных раскопок, которые нередко случаются на только что уложенном новом асфальте. Заменены все слои дорожной одежды, бордюрные камни, обустроены парковочные карманы, газоны и тротуары. Всего в областном центре в этом году в рамках нацпроекта ремонтируется 26,3 километра дорог.
- Ремонт улицы Аксакова тоже вызвал вопросы у горожан. Недочеты оголила осенняя непогода - вода стала скапливаться в лужи. Горожане озадачены: почему не рассчитан наклон, ведь в дальнейшем покрытие может испортиться?
- Долг подрядчика – не только выполнение работ, но и гарантийные обязательства. Сроки гарантий качества выполненных работ установлены техзаданием на выполнение работ по капитальному ремонту - 6 лет для основания автомобильной дороги и 5 лет – для нижнего и верхнего слоев покрытия, а также бортовых камней. В весенне-летний период 2021 года. будет проведен комиссионный осмотр всех объектов капитального ремонта. По результатам осмотра формируется ведомость дефектов, фотоматериал, составляется акт осмотра объекта, и в адрес подрядной организации направляется предписание об устранении выявленных дефектов в установленные сроки. Администрацией города Оренбурга будут приняты решения.
- Еще один вопрос по Оренбургу, получивший широкий резонанс в СМИ. На улице Туркестанской в снегопад проводилась укладка асфальта. Мэрия отреагировала оперативно, заявив, что ремонт остановлен, а заасфальтированные в непогоду участки не будут оплачены заказчиком. Уточним, что эти работы ведутся не по нацпроекту, а в рамках дополнительного объема работ. И все же хотелось бы услышать вашу оценку ситуации, тем более, что она не единичная.
- Действительно, администрацией города Оренбурга даны исчерпывающие комментарии. Могу подтвердить, что данный случай – грубейшее нарушение требований нормативов. При наступлении благоприятных погодных условий для ремонтных работ покрытие на выявленном участке из асфальтобетонной смеси будет демонтировано и уложено повторно. Выполненные работы оплате не подлежат.
- Как изменились дороги в других городах региона?
- В Орске отремонтировано 7 объектов – важнейших городских улиц с напряженным трафиком. Общая протяженность ремонтов – почти 11 километров. Отмечу улицу Вокзальную, ведущую к станции Орск, а также ремонт восточного объезда города, который является транзитным путем для транспорта, идущего из центра области в ее восточные районы, соседнюю Челябинскую область и Казахстан.
В Новотроицке в рамках нацпроекта продолжен ремонт улицы Советской, начатый в 2019 году. Главная городская четырехполосная улица ремонтировалась по общему решению новотройчан, как визитная карточка города. Проводится полный комплекс работ по замене старого асфальта, бордюров, изменились трамвайные и автобусные остановки, благоустроены парковочные места, нанесена дорожная разметка. Другой значимый объект Новотроицка – дорога от поста ГИБДД «Северный» до второго железнодорожного переезда.
Для жителей Гая значимыми стали все три отремонтированные улицы – Молодежная, Коммунистическая и Войченко. Они расположены в центре города, где ежедневно проезжает много автомобилей.
- Ремонт дорог, особенно в городах, нарушает привычный уклад жизни людей: перекрываются улицы, меняются маршруты, возникают вынужденные объезды… Это вызывает недовольство граждан, особенно, если обещанные сроки затягиваются.
- К сожалению, ремонтные работы всегда вызывают вынужденные неудобства. Обращаясь к оренбуржцам, я прошу проявить понимание и терпение. Эти неудобства временные. Будем заранее информировать о предстоящих работах и приложим все усилия, чтобы ремонт дорог был выполнен в срок, с хорошим качеством и получил одобрение земляков. Мы готовы к диалогу, открыты для вопросов и предложений.
- Не сократятся ли объемы работ в 2021 году?
В следующем году по нацпроекту в Оренбуржье запланировано отремонтировать более 300 километров автомобильных дорог регионального значения. Объем ремонта в муниципальных образованиях уточняется.
В декабре будут проведены торги и заключены контракты. На объекты дорожники выйдут весной, с наступлением благоприятных погодных условий.