Коронавирус резко вмешался в нашу жизнь: изменил ее ритм, внес вынужденные ограничения, заставил пережить потери, переосмыслить ценности.
Общество столкнулось с новыми психологическими проблемами. Удается ли справляться с нагрузкой региональной психотерапевтической службе? Насколько она оказалась к этому готова? Как сохранить душевное равновесие в новой реальности?
На вопросы общественников и поступающие обращения жителей отвечает главный психотерапевт министерства здравоохранения Оренбургской области Татьяна Шувалова.
– Действительно, пандемия новой коронавирусной инфекции не только изменила привычные условия, привнесла сложности в профессиональном поле, материальной жизни, но, главным образом, нанесла людям тяжелую психологическую травму.
Общество столкнулось с угрозой базовым ценностям – здоровью, жизни; со страхом потери работы, потоком тревожащей, противоречивой информации. Вынужденные ограничения, даже совпадающие со здравым смыслом, вызвали внутреннее сопротивление, беспокойство – человек не любит принуждений. Но как бы то ни было, нам предстоит жить в данной реальности. Она не пройдет «по щелчку».
– Татьяна Владимировна, как же к этой новой реальности приспособиться? Можно ли научиться жить без существенного психологического дискомфорта?
– Переживания, которые сегодня испытывают большинство людей, естественны. Они и помогают справиться с возникшими сложностями – соблюдать меры безопасности, оставаться в русле привычной жизни. Человек – существо приспособляемое по своей природе. И, конечно, к новой реальности мы уже приспосабливаемся. Насколько успешно? Это зависит от ряда причин. Например, от набора наших личностных качеств. От умения справляться с трудностями. От условий нашей жизни. От отношений с окружающими людьми. Наконец, от нашего возраста, состояния здоровья.
Мы видим: есть люди, которые адаптировались и очень конструктивно отнеслись к происходящему. Они носят маски, соблюдают разумные защитные ограничения, занимаются профессией, ставят перед собой цели и решают их. Немало тех, кто активно помогает другим.
Но есть люди, у которых природно нет данного ресурса, – они пополнили армию людей с невротическими расстройствами, депрессиями, болезненным уровнем тревоги. Если навязчивый страх захватывает человека настолько, что полностью определяет его мысли и поведение, если не удается справиться с подавленным состоянием и дезадаптацией, он, безусловно, нуждается в поддержке психологов, психотерапевтов.
– Справляются ли с нагрузкой ваши коллеги?
– Поток пациентов в психотерапевтической службе возрос. Но в Оренбуржье многие годы работает хорошо развитая психотерапевтическая служба. По показателю обеспеченности специалистами-психотерапевтами и развитости психотерапевтической структуры наша область до сих пор занимает третье место в России, после Москвы и Санкт–Петербурга.
– Нарисуйте среднестатистический портрет вашего пациента.
– Больше всего обращений от жителей пожилого возраста. У них немало поводов для тревог – накопившиеся заболевания, меньшая устойчивость в плане иммунитета, нередко – проблемы одиночества.
Достаточно большую группу составляет средний возраст. И если раньше за поддержкой, в основном, приходили женщины, то сегодня мы отмечаем возросшее число мужчин, нуждающихся в консультации. Причем это далеко не всегда сопряжено с реальными событиями и потерями, чаще – с реакциями личности. Например, пациент, жизнь которого сегодня достаточно благополучна, испытывает серьезные оласения по поводу будущего.
– Никто не станет возражать, что психологическая поддержка нужна медицинским работникам, которые трудятся на пределе возможностей.
– Здесь скорее можно говорить о взаимоподдержке коллег, ведь во многих поликлиниках и стационарах работают психотерапевты.
Безусловно, очень хорошей моральной помощью всегда становится признательность общества, благодарность пациентов и их близких.
– Можно ли утверждать, что психологически пострадали школьники во время дистанционного обучения? Что они ухудшили коммуникативные навыки, временно выпав из социума?
– Сегодня это очень волнует родителей! На мой взгляд, они переживают по этому поводу больше, чем дети. Школьники очень быстро находят себе различные занятия, организуют онлайн–общение и не чувствуют выраженного психологического дискомфорта. Родителей же справедливо беспокоят такие вопросы, как интернет–зависимость, бесконтрольное погружение в игровое поле, интерес детей к сомнительной информации и, конечно же, качество обучения, контроль получаемых знаний.
Важно понимать: ситуация изменится, она не пришла на многие годы. Родителям необходимо «уменьшить напряжение» – его и так достаточно! Чтобы не усиливать невротизацию детей, стоит посмотреть на происходящее под другим углом – как на временное явление, которое надо правильно пережить.
– Татьяна Владимировна, завершается непростой год, впереди новогодние праздники, которые впервые должны пройти в ограничительных условиях. С чем Вы хотели бы обратиться к оренбуржцам, что посоветовать?
– Дорогие друзья, не будем забывать: все трудности проходят. Мы с вами придем с другую реальность, она вернет очень много возможностей, которые мы временно утратили.
То, что нам довелось испытать, – далеко не самые тяжкие времена, которые может переживать человек. Да, они очень непростые. Но и Россия, и человечество знали по–настоящему драматичные годы и находили силы преодолеть их достойно.
В жизни всегда есть угрозы и риски. Такие заболевания, как онкология, туберкулез, СПИД пугают нас давно. Однако мы научились жить, не испытывая паники. Страх и тревога не защищают от опасностей, а разрушают и ослабляют организм. Они не просто бесполезны, но и вредны.
Мир внутри нас. Очень важно уметь сохранять внутреннюю гармонию, жить с позитивным настроем. Если есть вещи, которых объективно не изменить, надо уметь жить в этих условиях. Все–таки есть базовые ценности: любовь, дружба, семья, близкие люди, наши интересы, наша профессия, возможность общения (пусть по телефону, пусть даже виртуально)! Все это остается с нами. Мы получили уникальную возможность – задуматься о главных смыслах, истинных ценностях жизни.
Хочу пожелать всем душевного здоровья и напомнить: если вам сложно справиться с психологическими проблемами, специалисты психотерапевтической службы готовы вам помочь. Мы работаем не только очно, но и в дистанционном формате – по скайпу, по телефону. Помните, что доверительное общение очень целительно.
Справочно:
Головное учреждение – Областной психотерапевтический центр – находится в г. Оренбурге, ул. Пушкинская, 27.
Телефон регистратуры – (3532) 40 23 13.
Консультативный телефон амбулаторной службы – (3532) 40 61 47.
Круглосуточный телефон доверия – (3532) 40 22 22.
В течение рабочего дня действует телефон доверия – (3532) 32 73 27.
Телефон доверия для детей и подростков (3532) 32 65 15.
Телефон доверия для детей (3532) 90 11 50.
Также в Оренбурге, ул. Пролетарская, 153, работает Центр семейной психотерапии. Регистратура – (3532) 40 20 16.