Татьяна Машковская, начальник Первого президентского кадетского училища, доктор исторических наук, профессор, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности» регионального отделения ОНФ в Оренбургской области.
Мы говорили и об оценке качества образования, о миссии и статусе педагога, а также о том, какие существуют вопросы, связанные с заработной платой педагогов.
К каким выводам пришли? Надо выработать общий подход к методике расчета зарплаты, чтобы в регионах были единые нормативы, причем закрепленные законодательно, а не рекомендательно.
Необходимо снизить «бюрократическую» нагрузку на учителя, чтобы у педагога было больше времени на занятия с детьми. Для этого стоит составить регламент рабочего времени и документооборота. Очень важно регламентировать работу по разным типам отчетности, перейти от тотального контроля к системе доверия. Надо искоренить ситуацию, когда директор становится «мальчиком для битья».
Отделы образования должны уйти от тотального контроля за деятельностью школ. Надо заменить их право контроля на обязанность помогать методически и информационно.
Правильнее было бы снизить в школах количество проверок и дать учителям возможность заниматься работой, а не бесконечной отчетностью.
Как бы хотелось взять тайм-аут и не слышать о дополнительных новшествах, осмыслить то, что имеем. По этому поводу хорошо высказался декан одного из крупных вузов России: «Мы еще не успели проглотить один кусок, как нам дают уже второй. Дайте нам тишины реформирования лет эдак на пять».
Елена Либкинд, кандидат экономических наук, доцент, член Координационного совета Всероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация», руководитель подгруппы «Образование и культура как основа национальной идентичности» регионального отделения ОНФ в Оренбургской области.
Мы не только перенимали опыт регионов, но и транслировали свой. Оренбургское региональное отделение «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» работает уже второй год. В работе круглого стола «Семья и школа в воспитании личности», который проходил с участием Представителя Центрального штаба ОНФ Любови Духаниной, я рассказала о нашем пилотном проекте «Развитие государственно-общественного управления в системе образования Оренбургской области».
После обсуждения проблем, касающихся взаимодействия семьи и школы, участники нашего круглого стола внесли предложение об изменении в Закон об образовании. В частности, на наш взгляд, требуются уточнения полномочий управляющих советов, то есть следует четко понимать, какова же их сфера влияния, какими правами обладают люди, входящие в них, каким образом они могут влиять на жизнь школы.
Следующее наше предложение касается повышения родительской грамотности (юридической, экономической, психологической). Для этого необходимо ввести что-то вроде родительского всеобуча. Нужно мамам и папам рассказывать не только о том, как они могут помочь своему ребенку в той или иной ситуации, нужно способствовать тому, чтобы они становились полноценными участниками образовательного и воспитательного процесса, организованного в школе. Нужно обучать родителей государственно-общественному управлению.
Сергей Даньшов, директор Городецкой школы Тюльганского района, кандидат педагогических наук, заместитель председателя ревизионной комиссии регионального отделения ОНФ в Оренбургской области.
Мне удалось принять участие в мастер-классах «Технология воспитательной работы в современной школе», «Новая технология оценки качества образования», «Технология создания и работы кадетского казачьего движения в сельской школе».
Между участниками Форума произошел качественный обмен информацией, накопленным в регионах педагогическим опытом, методикой обучения и воспитания, новыми технологиями, мнениями и идеями.
Также я участвовал в работе круглых столов «Современная сельская школа: потенциал развития» и «Ценности национального образования, воспитание и формирование российской идентичности». Обсуждение было жарким. От каждой группы, участвовавшей в работе круглых столов, были представлены по шесть наиболее острых проблемных вопросов. Наиболее злободневными оказались темы: заработная плата сельского учителя; старение педагогических кадров в селе, отсутствие молодых специалистов; подготовка педагогических кадров в ВУЗах; материально-технические условия сельских школ; духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, ориентированное на развитие всесторонней личности; закрепление на законодательном уровне правового статуса педагога и ответственности всех участников образовательного процесса за качественное обучение и воспитание; усиление воспитательной роли в подготовке будущих граждан России.
Участников Форума заинтересовал наш опыт по решению важных воспитательных и обучающих задач через систему кадетско-казачьего образования. Тема оказалась интересной и близкой многим. С министром образования РФ Д.В. Ливановым удалось обменяться фразами и услышать слова одобрения и поддержки в развитию этого опыта, т.к. благодаря многим факторам в системе казачьего образования решаются проблемы духовно-нравственного, патриотического, семейного, исторического воспитания, толерантности и уважения к вере и культуре других народов.
На встрече с Президентом мы получили исчерпывающие ответы на все вопросы. Особенно запали в душу слова о том, что «учитель не должен оказывать образовательные услуги, а должен учить и воспитывать» и что «образование в Росси в основе своей будет бесплатным, а для решения многих острых вопросов необходимо время, но государство ставит приоритетной целью в своей работе реализацию мер, направленных на становление и развитие российского образования и повышение его качества и престижности».
Надежда Корнеева, председатель Оренбургской областной общественной организации инвалидов «Школа независимой жизни», руководитель группы «Демографическая и семейная политика» регионального отделения ОНФ в Оренбургской области.
Принимая участие в работе Круглого стола «Доступное образование для детей с особенностями здоровья», поделилась опытом работы с родителями детей, имеющих инвалидность в «Школе независимой жизни», особое внимание уделив на ответственный выбор детей вместе с родителями на инклюзивное образование или коррекционной школе.
На второй день Форума в числе четырех спикеров вела тематическое направление «Механизм финансирования инклюзивного образования» на тематической дискуссионной площадке «Доступное образование для всех».
Мое мнение: Форум, как свежий воздух! Не только для образовательной системы, но и каждого, кто любит свою Родину и ищет пути, ведущие к ее благополучию. Теперь наша задача – выполнять все поручения Президента РФ Владимира Владимировича Путина по совершенствованию качественного доступного образования.
Необходимо восстановить единое образовательное пространство, как фундаментальное ядро качественного образования. Нельзя закрывать коррекционные школы, не выстроив систему инклюзивного образования.
Считаем, что надо закрепить перечень бесплатных государственных услуг в образовательной системе.
И поддерживать социально-ориентированные некоммерческие организации в реализации социальных внешкольных программ. Таких, как «Уроки добра», например.
Юлия Молостова, руководитель отдела образовательных
проектов информационного агентства «ОренИнформ».
Мне как журналисту, занимающемуся темой образования, Форум оказался полезен тем, что можно было узнать о самых последних веяниях в системе образования, познакомиться с мнениями педагогов со всей страны по самым разным вопросам.
Героями моих сюжетов нередко становятся школьники - победители разных конкурсов и олимпиад. Мне интересна тема развития способностей у детей. Было несколько ярких выступлений. Народный учитель РФ Раиса Коркина (Алтайский край) за свои 49 (!) лет работы с детьми подготовила около 200 призеров и победителей Всероссийских и Международных олимпиад по химии, ее пятиклассники выигрывают олимпиады для восьмиклассников.
Раиса Андреевна уверена: чтобы был результат, педагог должен начинать с себя. «За все время профессиональной деятельности я ни разу не опоздала на урок, - говорит она. - Если ты профессионал, какими бы сложными ни были ситуации, жизнь тебя поддержит. Настоящий учитель наряду со знаниями несет детям высокий образец нравственности. Только тогда ученики будут уважать тебя и твой предмет».
Директор Губернского лицея для одаренных детей Пензенской области Дмитрий Поздняков считает, что талантливых учеников могут воспитать только талантливые учителя, а талантливые – это не всегда вписывающиеся в определенные рамки. «Я как директор не вмешиваюсь в дела учителей: пусть они на уроках вместе с учениками хоть по потолку ходят! Только был бы результат».
Мне посчастливилось принять участие в круглом столе по теме «Образование в открытой информационной среде: вызовы, риски, перспективы». Среди прочих вопросов была поднята проблема формирования положительного образа школы и педагога.
Я рассказала об опыте, накопленном в Оренбуржье. На наших областных телеканалах есть несколько передач, в которых журналисты рассказывают о лучших образовательных учреждениях, лучших педагогах, учениках. У нас есть программы, которые транслируют позитивный опыт региональной системы образования.
То, что для Оренбургской области является само собой разумеющимся, для многих территорий стало открытием! Далеко не везде есть подобные, как мы называем, «добрые программы», посвященные школе. Нашим опытом заинтересовалась Москва, предложив вынести один из проектов на федеральный уровень!
После круглого стола меня и еще нескольких активных участников обсуждения попросили задержаться. Так я узнала, что оказалась в числе основных спикеров расширенного круглого стола, намечающегося на следующий день.
Тема: «Ценности национального образования: воспитание и формирование российской идентичности». Много говорили о взаимоотношении семьи и школы. И здесь нельзя было оставить без внимания уникальный опыт Ибрагимовской школы Кувандыкского района, где выстроена так называемая система «воспитания на миру», когда взрослые воспитывают детей, дети воспитывают взрослых, а школа является социоультурным центром, объединяющим все село. Статью об этом опыте публиковала «Учительская газета», журналисты Регионального информационного агентства «ОренИнформ» раскрывали эту тему в нескольких телевизионных программах.