Навигация
Архивы
С днем рождения!
Шишкин Дмитрий Викторович
Широкова Галина Николаевна
Шарипов Альфит Асхатович
Чирков Ярослав Анатольевич
Хавторин Борис Порфирьевич
Федоров Константин Ильич
Терсков Денис Игоревич
Телегин Андрей Викторович
Сукач Владимир Михайлович
Сальдаева Ольга Викторовна
Петрова Галина Васильевна
Оганян Арарат Завенович
Науменко Николай Петрович
Налетов Валентин Петрович
Михин Александр Сергеевич
Митрополит Вениамин
Мирный Виктор Борисович
Машковская Татьяна Олеговна
Масюто Ольга Михайловна
Марченко Людмила Александровна
Маер Алла Гершевна
Левыкин Сергей Вячеславович
Лагуновский Вячеслав Кашифович
Лавлинская Татьяна Григорьевна
Кудашова Юлия Владимировна
Костенюк Александр Григорьевич
Компаниец Леонид Терентьевич
Кильдяшов Михаил Александрович
Калмыкова Марина Васильевна
Кажаев Виктор Федорович
Ильина Елена Геннадьевна
Изюмченко Наталья Юрьевна
Иванова Александра Георгиевна
Золотцева Валентина Федоровна
Захарченко Надежда Николаевна
Ельчанинов Сергей Иванович
Голубничий Валентин Федорович
Гаврилец Владимир Борисович
Волкова Людмила Николаевна
Вовнякова Наталья Валерьевна
Веснянцев Виктор Егорович
Брынцев Валерий Васильевич
Бахарев Андрей Петрович
Амелин Веналий Владимирович
Ачкасова Людмила Васильевна
Иванова Александра Георгиевна
председатель Общественной палаты Оренбургской области, председатель Совета
Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
Дорогие оренбуржцы, уважаемые ветераны-фронтовики и труженики тыла! Примите сердечные поздравления с 74-й годовщиной Великой Победы!
7
8
9
День Победы в Оренбурге: помним, гордимся! В Оренбурге 9 мая прошел торжественный парад, посвященный 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На трибунах площади имени Ленина собрались ветераны и труженики тыла.
10
11
12
13
«Диалог с властью: «Село - душа Оренбургского края» 16 мая 2019 года Общественная палата проводит областной форум «Диалог с властью: «Село - душа Оренбургского края». Цель форума – обсудить перспективы и пути развития сельских территорий, поделиться успешно реализованными практиками по сохранению и развитию села. В центре внимания – реализация майских Указов Президента Российской Федерации 2018 года.
14
15
16
17
Д.В. Паслер: «Мы не сможем жить, если не будем поддерживать и развивать село!» 16 мая 2019 года Общественная палата провела областной общественный форум «Диалог с властью: «Село - душа Оренбургского края». На форуме обсуждались перспективы и пути развития сельских территорий, были представлены успешно реализованные практики по сохранению и развитию села. В центре внимания – реализация майских Указов Президента Российской Федерации 2018 года.
18
19
20
«О состоянии охраны водных биоресурсов Оренбургской области» В Общественной палате Оренбургской области прошел Совет «О состоянии охраны водных биоресурсов Оренбургской области», в котором приняли участие представители государственного контроля, надзора и охраны, водных биологических ресурсов по Оренбургской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области, региональных министерств: природных ресурсов, экологии и имущественных отношений; лесного и охотничьего хозяйства, а также представители Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры, Камско-Уральского филиала ФГБУ «Главрыбвод» по Оренбургской области, члены совета Общественной палаты Оренбургской области, ученые и эксперты.
Соболезнуем Общественная палата Оренбургской области выражает глубокие соболезнования родным и близким трагически погибшего члена Общественной палаты Оренбургской области Андрея Петровича Бахарева и его супруги.
21
Оренбургские поисковики реализуют проект «Солдатский лес» Закладка аллеи хвойных пород вокруг мемориала «Имена из солдатских медальонов» проведена 17 мая на территории ОООЦДиМ «Янтарь» г. Оренбурга.
22
23
24
25
26
27
Решением комиссии Союза писателей России Михаилу Кильдяшову присуждена премия "Капитанская дочка" в первой номинации В Союзе писателей России 13 мая 2019 года под председательством Н.Ф. Иванова, состоялось заседание Комиссии по присуждению Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», учреждённой Союзом писателей России и правительством Оренбургской области.
Конкурс «Доброволец России – 2019» Общественная палата России приглашает региональные организации к участию в конкурсе «Доброволец России – 2019» и рассказать всей стране о своих проектах и добрых делах.
28
29
30
31
  
Приглашаем к обсуждению законопроектов

Психическое здоровье детей: задача обеспечения их душевного и социального благополучия

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА 

Современная профилактическая педиатрия, как наука и практика о формировании и охране здоровья детей, трактуется как педиатрия массовых стандартизованных технологий высокой медико-социальной эффективности при оказании медицинской помощи детям на основе взаимосвязи между науками: педиатрии, гигиены детей и подростков, психологии, педагогики, семьи и защиты прав ребенка.

В настоящее время профилактическая педиатрия реализует новые возможности формирования человека через оптимизацию среды его развития и защищена государством (Указы Президента РФ от 07.05.2012: № 606  «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»). В соответствии с порядком оказания педиатрической помощи в детских поликлиниках открыты отделения медико-социальной помощи.

Каждый период детства имеет свои значимые анатомо-физиологические особенности, отличающиеся от других периодов по режиму, питанию, воспитанию и лечению.

Доказано, что к болезням взрослых, связанных с питанием в детском возрасте относятся:

-       сердечно-сосудистой системы – гипертоническая болезнь,

-       метаболические и гормональные заболевания (сахарный диабет),

-       болезни респираторной системы,

-       центральной нервной системы (снижение когнитивных функций),

-       костно-мышечной системы (остеопороз).

Сохраняющиеся последствия перинатального поражения центральной нервной системы учащихся часто сочетаются с хронической патологией и нарушением социальной адаптации к школе.

Неравномерный уровень интеллектуального и физического развития, физической подготовленности выявлен у большинства учащихся.

Каждый пятый ребенок за успешную адаптацию к школьным факторам «расплачивался» здоровьем.

Семья является основой здоровья и благополучия всех ее членов. В последние годы происходит переоценка и девальвация семейных ценностей. Потребительское отношение к здоровью, недостаточная активность в соблюдении гигиенических норм поведения и дефицит знаний по ЗОЖ противоречат утверждениям о ценности здоровья

Неадекватная оценка уровня здоровья детей, пассивность в контроле за их здоровьем, мало практикуемые превентивные методы воспитания свидетельствуют о снижении ответственности родителей за здоровье детей

Педагогическая несостоятельность родителей по воспитанию здоровых детей обусловлена их личным поведением, недостаточной мотивированностью на здоровый образ жизни, распространенностью вредных привычек. Противоречивость норм и ценностей в семье ставит подростков в ситуацию выбора, которая часто носит протестный  характер в виде девиантного поведения. Антитабачное воспитание детей  и подростков в условиях курения в семье не результативно. Пример курения родителей является пусковым механизмом в приобщении детей и подростков к курению.

Для  улучшения оказания медико-социальной помощи необходимо:

  • Совершенствовать систему антенатальной охраны плода в условиях детской поликлиники
  • На основе сформированной нормативно-правовой базы создать отделения медико-социальной помощи в детских поликлиниках
  • В соответствии с федеральным уровнем нормативно-правовой базы повысить эффективность работы центров здоровья детей (городских, районных, школьных) и их взаимодействие с детскими поликлиниками
  • Шире внедрять современные подходы к мониторированию здоровья детей в образовательных учреждениях, в том числе  с использованием автоматизированных программ
  • Внедрять скрининговые методы диагностики пограничных нарушений психического здоровья в программы профилактических осмотров детей в образовательных учреждениях
  • Создавать комплексные программы реабилитации  детей с учетом структуры их заболеваемости, физического и нервно-психического развития
  • Использовать нейросоматический подход в  профилактической и реабилитационной работе детских поликлиник

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ,

 КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

 

В неуловимых механизмах души и личности индивида кроется непредсказуемость поведения как детей, так и взрослых. В одних ситуациях такая непредсказуемость может быть совершенно случайной, а в других – является результатом дотоле нераспознанной ненадежности психических процессов, в том числе – в плане самопознания и самоорганизации своего поведения.

Скрытую причину неожиданности, ненадежности и непредсказуемости в поступках людей стали называть «человеческим фактором». О нем свидетельствуют, прежде всего, многочисленные примеры тяжелейших катастроф, аварий, убийств, поджогов, изнасилований, садистических деяний, уничтожения имущества, расширенных суицидов, совершенных под влиянием некоего «человеческого фактора», а не вследствие собственно психической болезни.

В подобных случаях, когда отсутствуют прямые доказательства наличия «психических расстройств и расстройств поведения» (по критериям международной классификации болезней), возникает необходимость наряду с понятием «психическое здоровье» ввести дополнительно понятие «психологическое здоровье личности». При этом, важно учитывать, что психическое здоровье и взрослого, и ребенка «целостно – единое» и  является определенным состоянием всей психической системы, в т.ч. личности, включающее в себя разные аспекты и параметры.

Психологи, безусловно, должны участвовать в оценке здоровья населения и осуществлять психопрофилактику, а также психокоррекцию, в т.ч. при заболеваниях. Однако и медики-клиницисты, и психологи, и гигиенисты, и педагоги обязаны при этом руководствоваться теми критериями в определении «здоровья-нездоровья», которые разработаны и рекомендованы Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

ВОЗ определила, что здоровье характеризуется не просто отсутствием симптомов болезни (физических, психических, явных или скрытых), но также наличием душевного и социального благополучия индивидуума.

Задача состоит в том, чтобы раскрыть понятия «душевного» и «социального» благополучия или неблагополучия, наполнить их адекватным категориально-смысловым содержанием, конкретными измеряемыми характеристиками и критериями оценок.

Современные проблемы в психическом здоровье детей не ограничиваются той патологией, которая требует собственно психиатрической помощи. В собственно психиатрической помощи нуждается относительно небольшая часть детей и подростков. Значительно более часто, причём с нарастающей распространённостью и неодинаково в разных странах, растут психические отклонения иного типа. Это особые виды психического нездоровья:

-детей-сирот, инвалидов, жертв насилия;

-детей, подвергающихся хроническому травматизму;

-детей «психологически заброшенных» при живых родителях;

-детей педагогически запущенных;

-детей, подвергающихся истязанию в неблагополучных семьях или в специальных детских учреждениях;

-детей, социально дезадаптированных из-за низкой стрессоустойчивости и дефицитарности адаптивных ресурсов личности;

-детей, социально-дезадаптированных с отклоняющимися формами поведения вследствие совокупности грубых дефектов воспитания;

-детей, родившихся с зависимостью от психоактивных веществ или пристрастившихся к ним в раннем детском возрасте;

-детей, находящихся в местах лишения свободы;

-детей без явных признаков психических расстройств, но пытающихся совершить суицид.

Перечень данных особых видов психического состояния детей и подростков можно продолжить, включая ситуации конфликтов со сверстниками или учителями, с родителями, проблемы сексуального поведения и любви, проблемы кризисных периодов в развитии и т.д.

При любой из названных проблем возможны и часто бывают агрессия, депрессия, тревога, страхи, алкоголизация, наркотизация, суицидальное поведение. Тем не менее, обозначенные выше и им подобные виды психического нездоровья в большинстве своём не относятся напрямую к компетенции психиатра. К тому же не совсем корректно называть психиатрическую помощь охраной психического здоровья. Реалии таковы, что к психиатрам обращаются чаще всего те, у кого психическое здоровье уже серьёзно расстроено.

В Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» говорится о праве не только на оказание помощи несовершеннолетнему пациенту, но и о праве на профилактику заболеваний. Однако профилактика – это одно, а сохранение и укрепление здоровья – это другое, из чего следует, что должно быть также право на охрану здоровья здоровых детей.

Наш опыт и наши специальные исследования указывают на то, что в межведомственной работе по сохранению психического здоровья детей базисной (ведущей) должна быть работа всех без исключения образовательных учреждений, включая дошкольные. Именно в их сфере деятельности сосредоточены основные целевые группы населения, с которыми должна осуществляться работа по сохранению и укреплению психического здоровья детей и по проведению у них ранней первичной психопрофилактики.

 

Зав. кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ В.А. Дереча

 

Руководитель комитета Общественной палаты Оренбургской области по здравоохранению и формированию здорового образа жизни, зав. кафедрой факультетской педиатрии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Президент НОО «Региональное отделение Союза педиатров России», д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ А.А. Вялкова

 

 

С  текстом исследования можно ознакомиться на сайте Общественной палаты Оренбургской области в разделе комитеты, «новостикомитета Общественной палаты Оренбургской области по здравоохранению и формированию здорового образа жизни»

 

 

Пресс-служба Общественной палаты

Оренбургской области