Навигация
Архивы
С днем рождения!
Шишкин Дмитрий Викторович
Широкова Галина Николаевна
Шарипов Альфит Асхатович
Чирков Ярослав Анатольевич
Хавторин Борис Порфирьевич
Федоров Константин Ильич
Терсков Денис Игоревич
Телегин Андрей Викторович
Сукач Владимир Михайлович
Сальдаева Ольга Викторовна
Петрова Галина Васильевна
Оганян Арарат Завенович
Науменко Николай Петрович
Налетов Валентин Петрович
Михин Александр Сергеевич
Митрополит Вениамин
Мирный Виктор Борисович
Машковская Татьяна Олеговна
Масюто Ольга Михайловна
Марченко Людмила Александровна
Маер Алла Гершевна
Левыкин Сергей Вячеславович
Лагуновский Вячеслав Кашифович
Лавлинская Татьяна Григорьевна
Кудашова Юлия Владимировна
Костенюк Александр Григорьевич
Компаниец Леонид Терентьевич
Кильдяшов Михаил Александрович
Калмыкова Марина Васильевна
Кажаев Виктор Федорович
Ильина Елена Геннадьевна
Изюмченко Наталья Юрьевна
Иванова Александра Георгиевна
Золотцева Валентина Федоровна
Захарченко Надежда Николаевна
Ельчанинов Сергей Иванович
Голубничий Валентин Федорович
Гаврилец Владимир Борисович
Волкова Людмила Николаевна
Вовнякова Наталья Валерьевна
Веснянцев Виктор Егорович
Брынцев Валерий Васильевич
Амелин Веналий Владимирович
Ачкасова Людмила Васильевна
Сетко Нина Павловна
Иванова Александра Георгиевна
председатель Общественной палаты Оренбургской области, председатель Совета
Ноябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
Гражданское общество активно участвует в реализации национальных целей и задач С 31 октября по 1 ноября 2019 года делегация Общественной палаты Оренбургской области во главе с председателем Александрой Георгиевной Ивановой приняла участие в работе Итогового форума «Сообщество» в Москве. В состав делегации вошли заместитель председателя региональной Общественной палаты Константин Ильич Фёдоров, члены палаты Веналий Владимирович Амелин, Сергей Иванович Ельчанинов, Юлия Владимировна Кудашова и Николай Петрович Науменко, а также руководитель аппарата Общественной палаты Татьяна Владимировна Терскова и начальник отдела мониторинга, экспертизы и поддержки НКО Елизавета Юрьевна Родина.
Приглашаем общественность к обсуждению вопросов образования 14 ноября 2019 года в 14.00 часов в ГБУК «Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской» Общественная палата Оренбургской области проводит общественные слушания на тему: «Учитель и общество».
6
Михаил Кильдяшов: «Современная литература должна вернуть семейные ценности» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации остается ключевой темой, определяющей приоритетные задачи в развитии высоконравственной личности. Сегодня остро стоит проблема значимости и функциях семьи, которая должна оставаться могучим воспитательным средством.
Успех «Российского прорыва» в общественной консолидации 4 ноября 2019 года состоялось заседание Общественной палаты Российской Федерации, на котором прошло обсуждение Специального доклада Общественной палаты Российской Федерации «Российский прорыв» и задачи гражданского общества». В ходе заседания заслушаны основные положения Доклада и результаты его общественного обсуждения.
7
8
9
10
11
21-22 ноября 2019 года в Оренбурге состоится Международный форум «Оренбуржье – сердце Евразии» Форум проводится Правительством Оренбургской области с 2010 года и стал одной из крупнейших дискуссионных площадок в России для обмена опытом, поиска решений и консолидации усилий в вопросах международного сотрудничества, будущего технологий, экономики и общества.
12
13
14
«О развитии территориального общественного самоуправления Сорочинского городского округа» 22 ноября 2019 года состоится заседание Совета Общественной палаты Оренбургской области на тему: «О развитии территориального общественного самоуправления Сорочинского городского округа».
15
16
17
18
Александра Иванова: «Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем» Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил перед исполнительной властью федерального и регионального уровней задачу разработать комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя. В работу по поиску оптимальных путей для развития системы образования активно включилось гражданское общество, так как это важная составляющая российского прорыва – ключевого ресурса развития нашей страны. Одна из основных задач – ориентация всей системы образования на критерии социализации и социальной интеграции в целях активного участия в формировании гражданина и патриота.
19
Конкурс по отбору кандидата в общественный Совет при аппарате Губернатора и Правительства Оренбургской области Общественная палата Оренбургской области извещает о начале конкурса по отбору кандидата в общественный Совет при аппарате Губернатора и Правительства Оренбургской области.
В Оренбурге встретятся руководители и участники поискового движения России и стран Центральной Азии 18 ноября 2019 года в Общественной палате Оренбургской области прошло заседание рабочей группы по подготовке Евразийского Форума поисковых отрядов «Одна на всех Победа!», который пройдет в Оренбурге 22–23 ноября 2019 г.
Денис Терсков: «Университет Общественной палаты России дал практические инструменты для работы» 15–17 ноября 2019 года в подмосковном городе Долгопрудном прошла очередная серия семинаров проекта «Университет ОП РФ» для членов региональных общественных палат, направленный на подготовку кадрового резерва системы общественных палат России.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Приглашаем к обсуждению законопроектов

Психическое здоровье детей: задача обеспечения их душевного и социального благополучия

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА 

Современная профилактическая педиатрия, как наука и практика о формировании и охране здоровья детей, трактуется как педиатрия массовых стандартизованных технологий высокой медико-социальной эффективности при оказании медицинской помощи детям на основе взаимосвязи между науками: педиатрии, гигиены детей и подростков, психологии, педагогики, семьи и защиты прав ребенка.

В настоящее время профилактическая педиатрия реализует новые возможности формирования человека через оптимизацию среды его развития и защищена государством (Указы Президента РФ от 07.05.2012: № 606  «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»). В соответствии с порядком оказания педиатрической помощи в детских поликлиниках открыты отделения медико-социальной помощи.

Каждый период детства имеет свои значимые анатомо-физиологические особенности, отличающиеся от других периодов по режиму, питанию, воспитанию и лечению.

Доказано, что к болезням взрослых, связанных с питанием в детском возрасте относятся:

-       сердечно-сосудистой системы – гипертоническая болезнь,

-       метаболические и гормональные заболевания (сахарный диабет),

-       болезни респираторной системы,

-       центральной нервной системы (снижение когнитивных функций),

-       костно-мышечной системы (остеопороз).

Сохраняющиеся последствия перинатального поражения центральной нервной системы учащихся часто сочетаются с хронической патологией и нарушением социальной адаптации к школе.

Неравномерный уровень интеллектуального и физического развития, физической подготовленности выявлен у большинства учащихся.

Каждый пятый ребенок за успешную адаптацию к школьным факторам «расплачивался» здоровьем.

Семья является основой здоровья и благополучия всех ее членов. В последние годы происходит переоценка и девальвация семейных ценностей. Потребительское отношение к здоровью, недостаточная активность в соблюдении гигиенических норм поведения и дефицит знаний по ЗОЖ противоречат утверждениям о ценности здоровья

Неадекватная оценка уровня здоровья детей, пассивность в контроле за их здоровьем, мало практикуемые превентивные методы воспитания свидетельствуют о снижении ответственности родителей за здоровье детей

Педагогическая несостоятельность родителей по воспитанию здоровых детей обусловлена их личным поведением, недостаточной мотивированностью на здоровый образ жизни, распространенностью вредных привычек. Противоречивость норм и ценностей в семье ставит подростков в ситуацию выбора, которая часто носит протестный  характер в виде девиантного поведения. Антитабачное воспитание детей  и подростков в условиях курения в семье не результативно. Пример курения родителей является пусковым механизмом в приобщении детей и подростков к курению.

Для  улучшения оказания медико-социальной помощи необходимо:

  • Совершенствовать систему антенатальной охраны плода в условиях детской поликлиники
  • На основе сформированной нормативно-правовой базы создать отделения медико-социальной помощи в детских поликлиниках
  • В соответствии с федеральным уровнем нормативно-правовой базы повысить эффективность работы центров здоровья детей (городских, районных, школьных) и их взаимодействие с детскими поликлиниками
  • Шире внедрять современные подходы к мониторированию здоровья детей в образовательных учреждениях, в том числе  с использованием автоматизированных программ
  • Внедрять скрининговые методы диагностики пограничных нарушений психического здоровья в программы профилактических осмотров детей в образовательных учреждениях
  • Создавать комплексные программы реабилитации  детей с учетом структуры их заболеваемости, физического и нервно-психического развития
  • Использовать нейросоматический подход в  профилактической и реабилитационной работе детских поликлиник

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ,

 КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

 

В неуловимых механизмах души и личности индивида кроется непредсказуемость поведения как детей, так и взрослых. В одних ситуациях такая непредсказуемость может быть совершенно случайной, а в других – является результатом дотоле нераспознанной ненадежности психических процессов, в том числе – в плане самопознания и самоорганизации своего поведения.

Скрытую причину неожиданности, ненадежности и непредсказуемости в поступках людей стали называть «человеческим фактором». О нем свидетельствуют, прежде всего, многочисленные примеры тяжелейших катастроф, аварий, убийств, поджогов, изнасилований, садистических деяний, уничтожения имущества, расширенных суицидов, совершенных под влиянием некоего «человеческого фактора», а не вследствие собственно психической болезни.

В подобных случаях, когда отсутствуют прямые доказательства наличия «психических расстройств и расстройств поведения» (по критериям международной классификации болезней), возникает необходимость наряду с понятием «психическое здоровье» ввести дополнительно понятие «психологическое здоровье личности». При этом, важно учитывать, что психическое здоровье и взрослого, и ребенка «целостно – единое» и  является определенным состоянием всей психической системы, в т.ч. личности, включающее в себя разные аспекты и параметры.

Психологи, безусловно, должны участвовать в оценке здоровья населения и осуществлять психопрофилактику, а также психокоррекцию, в т.ч. при заболеваниях. Однако и медики-клиницисты, и психологи, и гигиенисты, и педагоги обязаны при этом руководствоваться теми критериями в определении «здоровья-нездоровья», которые разработаны и рекомендованы Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

ВОЗ определила, что здоровье характеризуется не просто отсутствием симптомов болезни (физических, психических, явных или скрытых), но также наличием душевного и социального благополучия индивидуума.

Задача состоит в том, чтобы раскрыть понятия «душевного» и «социального» благополучия или неблагополучия, наполнить их адекватным категориально-смысловым содержанием, конкретными измеряемыми характеристиками и критериями оценок.

Современные проблемы в психическом здоровье детей не ограничиваются той патологией, которая требует собственно психиатрической помощи. В собственно психиатрической помощи нуждается относительно небольшая часть детей и подростков. Значительно более часто, причём с нарастающей распространённостью и неодинаково в разных странах, растут психические отклонения иного типа. Это особые виды психического нездоровья:

-детей-сирот, инвалидов, жертв насилия;

-детей, подвергающихся хроническому травматизму;

-детей «психологически заброшенных» при живых родителях;

-детей педагогически запущенных;

-детей, подвергающихся истязанию в неблагополучных семьях или в специальных детских учреждениях;

-детей, социально дезадаптированных из-за низкой стрессоустойчивости и дефицитарности адаптивных ресурсов личности;

-детей, социально-дезадаптированных с отклоняющимися формами поведения вследствие совокупности грубых дефектов воспитания;

-детей, родившихся с зависимостью от психоактивных веществ или пристрастившихся к ним в раннем детском возрасте;

-детей, находящихся в местах лишения свободы;

-детей без явных признаков психических расстройств, но пытающихся совершить суицид.

Перечень данных особых видов психического состояния детей и подростков можно продолжить, включая ситуации конфликтов со сверстниками или учителями, с родителями, проблемы сексуального поведения и любви, проблемы кризисных периодов в развитии и т.д.

При любой из названных проблем возможны и часто бывают агрессия, депрессия, тревога, страхи, алкоголизация, наркотизация, суицидальное поведение. Тем не менее, обозначенные выше и им подобные виды психического нездоровья в большинстве своём не относятся напрямую к компетенции психиатра. К тому же не совсем корректно называть психиатрическую помощь охраной психического здоровья. Реалии таковы, что к психиатрам обращаются чаще всего те, у кого психическое здоровье уже серьёзно расстроено.

В Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» говорится о праве не только на оказание помощи несовершеннолетнему пациенту, но и о праве на профилактику заболеваний. Однако профилактика – это одно, а сохранение и укрепление здоровья – это другое, из чего следует, что должно быть также право на охрану здоровья здоровых детей.

Наш опыт и наши специальные исследования указывают на то, что в межведомственной работе по сохранению психического здоровья детей базисной (ведущей) должна быть работа всех без исключения образовательных учреждений, включая дошкольные. Именно в их сфере деятельности сосредоточены основные целевые группы населения, с которыми должна осуществляться работа по сохранению и укреплению психического здоровья детей и по проведению у них ранней первичной психопрофилактики.

 

Зав. кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ В.А. Дереча

 

Руководитель комитета Общественной палаты Оренбургской области по здравоохранению и формированию здорового образа жизни, зав. кафедрой факультетской педиатрии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Президент НОО «Региональное отделение Союза педиатров России», д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ А.А. Вялкова

 

 

С  текстом исследования можно ознакомиться на сайте Общественной палаты Оренбургской области в разделе комитеты, «новостикомитета Общественной палаты Оренбургской области по здравоохранению и формированию здорового образа жизни»

 

 

Пресс-служба Общественной палаты

Оренбургской области