МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Современная профилактическая педиатрия, как наука и практика о формировании и охране здоровья детей, трактуется как педиатрия массовых стандартизованных технологий высокой медико-социальной эффективности при оказании медицинской помощи детям на основе взаимосвязи между науками: педиатрии, гигиены детей и подростков, психологии, педагогики, семьи и защиты прав ребенка.
В настоящее время профилактическая педиатрия реализует новые возможности формирования человека через оптимизацию среды его развития и защищена государством (Указы Президента РФ от 07.05.2012: № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»). В соответствии с порядком оказания педиатрической помощи в детских поликлиниках открыты отделения медико-социальной помощи.
Каждый период детства имеет свои значимые анатомо-физиологические особенности, отличающиеся от других периодов по режиму, питанию, воспитанию и лечению.
Доказано, что к болезням взрослых, связанных с питанием в детском возрасте относятся:
- сердечно-сосудистой системы – гипертоническая болезнь,
- метаболические и гормональные заболевания (сахарный диабет),
- болезни респираторной системы,
- центральной нервной системы (снижение когнитивных функций),
- костно-мышечной системы (остеопороз).
Сохраняющиеся последствия перинатального поражения центральной нервной системы учащихся часто сочетаются с хронической патологией и нарушением социальной адаптации к школе.
Неравномерный уровень интеллектуального и физического развития, физической подготовленности выявлен у большинства учащихся.
Каждый пятый ребенок за успешную адаптацию к школьным факторам «расплачивался» здоровьем.
Семья является основой здоровья и благополучия всех ее членов. В последние годы происходит переоценка и девальвация семейных ценностей. Потребительское отношение к здоровью, недостаточная активность в соблюдении гигиенических норм поведения и дефицит знаний по ЗОЖ противоречат утверждениям о ценности здоровья
Неадекватная оценка уровня здоровья детей, пассивность в контроле за их здоровьем, мало практикуемые превентивные методы воспитания свидетельствуют о снижении ответственности родителей за здоровье детей
Педагогическая несостоятельность родителей по воспитанию здоровых детей обусловлена их личным поведением, недостаточной мотивированностью на здоровый образ жизни, распространенностью вредных привычек. Противоречивость норм и ценностей в семье ставит подростков в ситуацию выбора, которая часто носит протестный характер в виде девиантного поведения. Антитабачное воспитание детей и подростков в условиях курения в семье не результативно. Пример курения родителей является пусковым механизмом в приобщении детей и подростков к курению.
Для улучшения оказания медико-социальной помощи необходимо:
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ,
КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА
В неуловимых механизмах души и личности индивида кроется непредсказуемость поведения как детей, так и взрослых. В одних ситуациях такая непредсказуемость может быть совершенно случайной, а в других – является результатом дотоле нераспознанной ненадежности психических процессов, в том числе – в плане самопознания и самоорганизации своего поведения.
Скрытую причину неожиданности, ненадежности и непредсказуемости в поступках людей стали называть «человеческим фактором». О нем свидетельствуют, прежде всего, многочисленные примеры тяжелейших катастроф, аварий, убийств, поджогов, изнасилований, садистических деяний, уничтожения имущества, расширенных суицидов, совершенных под влиянием некоего «человеческого фактора», а не вследствие собственно психической болезни.
В подобных случаях, когда отсутствуют прямые доказательства наличия «психических расстройств и расстройств поведения» (по критериям международной классификации болезней), возникает необходимость наряду с понятием «психическое здоровье» ввести дополнительно понятие «психологическое здоровье личности». При этом, важно учитывать, что психическое здоровье и взрослого, и ребенка «целостно – единое» и является определенным состоянием всей психической системы, в т.ч. личности, включающее в себя разные аспекты и параметры.
Психологи, безусловно, должны участвовать в оценке здоровья населения и осуществлять психопрофилактику, а также психокоррекцию, в т.ч. при заболеваниях. Однако и медики-клиницисты, и психологи, и гигиенисты, и педагоги обязаны при этом руководствоваться теми критериями в определении «здоровья-нездоровья», которые разработаны и рекомендованы Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).
ВОЗ определила, что здоровье характеризуется не просто отсутствием симптомов болезни (физических, психических, явных или скрытых), но также наличием душевного и социального благополучия индивидуума.
Задача состоит в том, чтобы раскрыть понятия «душевного» и «социального» благополучия или неблагополучия, наполнить их адекватным категориально-смысловым содержанием, конкретными измеряемыми характеристиками и критериями оценок.
Современные проблемы в психическом здоровье детей не ограничиваются той патологией, которая требует собственно психиатрической помощи. В собственно психиатрической помощи нуждается относительно небольшая часть детей и подростков. Значительно более часто, причём с нарастающей распространённостью и неодинаково в разных странах, растут психические отклонения иного типа. Это особые виды психического нездоровья:
-детей-сирот, инвалидов, жертв насилия;
-детей, подвергающихся хроническому травматизму;
-детей «психологически заброшенных» при живых родителях;
-детей педагогически запущенных;
-детей, подвергающихся истязанию в неблагополучных семьях или в специальных детских учреждениях;
-детей, социально дезадаптированных из-за низкой стрессоустойчивости и дефицитарности адаптивных ресурсов личности;
-детей, социально-дезадаптированных с отклоняющимися формами поведения вследствие совокупности грубых дефектов воспитания;
-детей, родившихся с зависимостью от психоактивных веществ или пристрастившихся к ним в раннем детском возрасте;
-детей, находящихся в местах лишения свободы;
-детей без явных признаков психических расстройств, но пытающихся совершить суицид.
Перечень данных особых видов психического состояния детей и подростков можно продолжить, включая ситуации конфликтов со сверстниками или учителями, с родителями, проблемы сексуального поведения и любви, проблемы кризисных периодов в развитии и т.д.
При любой из названных проблем возможны и часто бывают агрессия, депрессия, тревога, страхи, алкоголизация, наркотизация, суицидальное поведение. Тем не менее, обозначенные выше и им подобные виды психического нездоровья в большинстве своём не относятся напрямую к компетенции психиатра. К тому же не совсем корректно называть психиатрическую помощь охраной психического здоровья. Реалии таковы, что к психиатрам обращаются чаще всего те, у кого психическое здоровье уже серьёзно расстроено.
В Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» говорится о праве не только на оказание помощи несовершеннолетнему пациенту, но и о праве на профилактику заболеваний. Однако профилактика – это одно, а сохранение и укрепление здоровья – это другое, из чего следует, что должно быть также право на охрану здоровья здоровых детей.
Наш опыт и наши специальные исследования указывают на то, что в межведомственной работе по сохранению психического здоровья детей базисной (ведущей) должна быть работа всех без исключения образовательных учреждений, включая дошкольные. Именно в их сфере деятельности сосредоточены основные целевые группы населения, с которыми должна осуществляться работа по сохранению и укреплению психического здоровья детей и по проведению у них ранней первичной психопрофилактики.
Зав. кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ В.А. Дереча
Руководитель комитета Общественной палаты Оренбургской области по здравоохранению и формированию здорового образа жизни, зав. кафедрой факультетской педиатрии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Президент НОО «Региональное отделение Союза педиатров России», д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ А.А. Вялкова
С текстом исследования можно ознакомиться на сайте Общественной палаты Оренбургской области в разделе комитеты, «новостикомитета Общественной палаты Оренбургской области по здравоохранению и формированию здорового образа жизни»
Пресс-служба Общественной палаты
Оренбургской области