С такой повесткой дня 16 декабря текущего года состоялось заседание Совета Общественной палаты Оренбургской области. В его работе приняли участие: Ольга Хромушина - председатель комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по социальной и демографической политике, председатель областного Совета женщин, Татьяна Иванова - депутат Законодательного Собрания области, Вячеслав Лабузов - министр образования Оренбургской области, Татьяна Игнатова – начальник отдела организации медицинской помощи детям министерства здравоохранения Оренбургской области, Вячеслав Федосов - заместитель министра труда и занятости населения Оренбургской области, Валентина Снатенкова - заместитель главы города Оренбург по социальным вопросам, Валентин Голубничий - председатель Совета старейшин при Губернаторе Оренбургской области, уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов, члены Общественной палаты, представители структурных подразделений Правительства области, муниципальных образований городов и районов, общественных организаций.
Провёл заседание и выступил с вступительным словом председатель Общественной палаты Александр Костенюк, отметивший, что в области проводится комплекс мероприятий по выполнению федерального и регионального законодательства в общеобразовательных организациях позволяющий обеспечить качественный и полноценный учебный процесс детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Реализуются мероприятия по выполнению государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», в ходе которых в 2011-2015 годах созданы условия в 177 базовых образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. Осуществлены организационные мероприятия в общеобразовательных организациях по разработке индивидуальных образовательных программ методического сопровождения и переподготовки педагогов, осуществляющих обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечено достижение значения показателя результативности: «доля базовых образовательных организаций в общем количестве образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования в Оренбургской области 20,5%».
С обстоятельным докладом выступила Иванова Александра Георгиевна – председатель комитета Общественной палаты Оренбургской области по вопросам образования и науки, в котором в частности обратила внимание членов Совета и присутствующих на тот факт, что численность детей-инвалидов Оренбургской области ежегодно увеличивается и составила в 2016 г. – 8979 человек (в 2012 г. – 8694 человек), детей с ограниченными возможностями здоровья – 8350 человек. В общеобразовательных организациях обучаются 6194 ребенка-инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья, в коррекционных классах общеобразовательных учреждений – 1076 человек, в дистанционных центрах (г.г. Оренбург, Орск) – 449 человек, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях – 3503 человек, на базе Оренбургского педагогического колледжа им. Н.К. Калугина (классы для детей с расстройствами аутистического спектра) – 56 человек, на дому (если ребенок не может посещать образовательное учреждение по состоянию здоровья) – 1045 человек из них с использованием дистанционных технологий – 460 человек, в учреждениях высшего образования – 329 человек; организациях среднего профессионального образования – 438 человек. Финансовое обеспечение инклюзивного образования в регионе за последние пять лет (2011-2016 гг.) составило 846,3 млн. рублей. Образовательные учреждения региона с 2015 года начали комплектовать необходимым оборудованием для того, чтобы дети-инвалиды смогли заниматься в классах вместе со своими сверстниками. Приобретены комплекты специализированного оборудования и специализированные транспортные средства, которые направлены в 186 образовательных организаций в 42 муниципальных образованиях Оренбургской области.
Вместе с тем, докладчик подробно остановился на существующих проблемах в практике организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья как законодательного, так и организационного характера:
- инклюзия детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения не всегда носит спланированный характер;
- во многих образовательных учреждениях пока не созданы условия для беспрепятственного доступа детей с особыми образовательными потребностями к образовательно-воспитательному процессу;
- в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствуют квалифицированные педагогические кадры, обеспечивающие сопровождение образовательного процесса и знающие специфику работы с детьми с особыми образовательными потребностями, - психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Вызывает тревогу отсутствие в общеобразовательных организациях медицинского сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Без должного контроля используется в образовательных организациях закупленное специализированное оборудование, не проводится обучение персонала по организации работы с ним. Острой проблемой остается отсутствие практически во всех городских округах и муниципальных районах специального транспорта для перевозки детей-инвалидов к образовательным учреждениям и обратно к месту жительства. Не отработано межведомственное взаимодействие министерств (образования, здравоохранения, социального развития, труда и занятости) по реализации комплекса психолого-педагогических, социальных, медицинских, профессиональных услуг.
Доклад значительно был дополнен выступлениями Альбины Вялковой – председателя комитета Общественной палаты по вопросам здравоохранения и здоровому образу жизни, Дениса Кайкова – начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, старшего советника юстиции прокуратуры Оренбургской области, Маргариты Крухмалевой - заместителя министра образования Оренбургской области, Валентины Снатенковой - заместителя Главы города Оренбург по социальным вопросам и Светланы Масловой – заместителя начальника управления образования администрации города Орска, Елены Сидоренко - директора автономной некоммерческой организации по поддержке детей-инвалидов с синдромом Дауна и их семей «Солнечные дети», Надежды Корнеевой - руководителя постоянно действующей рабочей группы Общественной палаты по развитию и поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций, Ольги Чигадаевой - председателя Оренбургской городской общественной организации детей - инвалидов «Классная компания» и Натальи Калиман - руководителя АНО "Диаконический Центр "Прикосновение". С конкретными предложениями о дополнительном включении в решение Совета выступили Ольга Хромушина - председатель комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по социальной и демографической политике, и Вячеслав Лабузов - министр образования Оренбургской области.
По итогам обсуждения было приняты рекомендации в адрес Правительства РФ, Законодательного собрания и Правительства Оренбургской области, главам муниципальных образований и средствам массовой информации.
Пресс-служба Общественной палаты