В актовом зале Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ Оренбургской области, в режиме онлайн совещания прошло очередное заседание Совета Общественной палаты области. Председательствовал на нем Александр Костенюк - председатель Общественной палаты. В работе Совета Общественной палаты принимали участие: Вячеслав Лабузов - министр образования Оренбургской области, Светлана Алешина–ректор Оренбургского Государственного Педагогического Университета, Елена Матвиевская - первый проректор института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ Оренбургской области, Наталья Борисова – заместитель директора департамента молодежной политики Оренбургской области, Андрей Холодов - начальник управления физической культуры и спорта министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области Олег Гайнутдинов – заместитель начальника управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области, Александр Рыжинский - председатель Оренбургской городской профсоюзной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Татьяна Шмелева – начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области, Светлана Милина – заведующая отделом образования администрации муниципального образования Северный район, а такжепредставители структурных подразделений министерств Правительства области, заместители глав муниципальных районов и городов, городских округов по социальным вопросам, начальники отделов (управлений) образований, директора школ, руководители общественных советов региональных и муниципальных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты области, общественных организаций, СМИ.
С докладом «О создании современных условий обучения и воспитания в образовательных организациях Оренбургской области в свете послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016г. выступила Александра Иванова – председатель комитета Общественной палаты по вопросам образования и науки. Она отметила, что в регионе проводится системная, целенаправленная работа по выполнению государственной политики и Послания Президента РФ в области образования и воспитания. Уделяется большое внимание созданию современных условий обучения и воспитания. Так, в 2016-2017 учебном году в области функционировало 862 общеобразовательные организации, в которых обучалось 213,9 тыс. человек, педагогическую деятельность осуществляли 17,4 тыс. человек. За последние 7 лет в регионе введены в эксплуатацию 8 школ на 4296 учебных мест и 33 детских сада на 3242 места, на 708 объектах осуществлен комплексный капитальный ремонт (г. Оренбург, п. Светлый Сакмарского района, п. Домбаровский Домбаровского района, с. Ишалка Красногрвардейского района и др.).
В Оренбуржье разработана и начала действовать региональная государственная программа «Содействие созданию новых мест с целью ликвидации второй смены в общеобразовательных организациях Оренбургской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» на 2016 – 2025 годы. Общий объем ее финансирования превышает 16 млрд. рублей. Для организации учебного процесса и внеучебной деятельности ежегодно приобретается оборудование, технические средства, учебники. С 2010 года на мероприятия по созданию современных условий обучения и воспитания (ремонт, строительство объектов образования и приобретение современного оборудования, создание условий для внеучебной деятельности) направлено около 11,5 млрд. рублей.
В общеобразовательных организациях открыто и функционирует 263 медицинских кабинета, 236 процедурных кабинетов, 80 медицинских изоляторов. Медицинское обслуживание обеспечивают 902 медицинских работника, осуществляется организация питания школьников, на что направляются региональные и муниципальные средства, закупается технологическое оборудование, в пищеблоках проводятся капитальные ремонты. Создание необходимых условий обучения и воспитания является одним из факторов влияния на повышение качества знаний учащихся, что является одним из главных показателей деятельности общеобразовательных организаций. Количество учащихся, получивших высокие баллы по итогам ЕГЭ, в регионе постоянно увеличивается: 2010 – 2%, 2015 – 13%. По итогам ЕГЭ-2016 высокие результаты (от 80 баллов) получили 16% выпускников. В 13 муниципалитетах значение среднего балла выше регионального показателя. В пятерку лучших вошли Сорочинский городской округ, г. Бузулук, Северный, Саракташский, Тоцкий районы. Высокий уровень знаний учащиеся образовательных организаций региона показывали на заключительных этапах всероссийской и межрегиональных олимпиадах школьников: в 2013 году – 53%, в 2017 году – 73% участников. По итогам 2016 года 5 школ Оренбуржья вошли в ТОП-500 лучших школ России, 4 сельские школы – в ТОП-200 лучших сельских общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие образовательные результаты, в списке ТОП лучших школ по профилям подготовки 9 оренбургских школ. Кроме того, Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья вошел в«Олимпиадный ТОП-200». Оренбургская область (2015 год) вошла в десятку лучших территорий России, где успешно развивается школьный спорт и физическая культура. Серьезная работа проводится в регионе по профессиональной ориентации и трудовому воспитанию учащихся. В общеобразовательных организациях области действуют 68 специализированных классов (медицинские, юридические, аграрные, педагогические, инженерные, кадетско-полицейские, школьного лесничества, МЧС), в которых занимаются 1108 школьников. 69% выпускников данных классов продолжают обучение в средних и высших профессиональных организациях в соответствии с изучаемым профилем. С 2010 года в области реализуется проект «Аграрные классы». Профессиональная подготовка школьников осуществляется в 26 школах и 13 муниципальных образованиях области. Вместе с тем, в практике создания современных условий обучения и воспитания в образовательных организациях региона в свете «Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года» существует ряд проблем законодательного, организационного, финансового характера. Несмотря на увеличение доли учащихся общеобразовательных школ, обучающихся в современных условиях, остается актуальным вопрос ввода новых мест в системе общего образования. В 2016-2017 учебном году 10,9% - 23300 учащихся области обучаются во вторую смену (2015-2016 учебный год – 12,9% учащихся). Наиболее актуальным решение этого вопроса остается в городах Бугуруслане, Бузулуке, Оренбурге, Сорочинском, Абдулинском, Соль-Илецком городских округах, Саракташском, Тоцком районах. Сохраняется проблема изношенности школьных зданий, так как большинство из них было построено в 50-60-е годы. На сегодняшний день в капитальном ремонте нуждается около 30% - 259 школ региона. Актуальным остается вопрос проведения капитальных ремонтов в дошкольных образовательных организациях, 14,5% которых, размещаются в приспособленных помещениях. Более 50% зданий требуют комплексного капитального ремонта, для осуществления которого необходимо более 1,6 млрд. рублей. В области еще остаются образовательные организации (9 % - 82 организации), в которых обучающиеся демонстрируют стабильно низкие образовательные результаты (низкие результаты ЕГЭ, проблемы с успеваемостью, значительное количество учащихся, оставляемых на второй год, низкий процент выпускников с аттестатами без троек). Средний балл ЕГЭ в этих школах составил 50,2 (средний балл по региону – 63,3). Низкие результаты показывают учащиеся Александровского, Бугурусланского, Кваркенского, Светлинского районов, Соль-Илецкого городского округа. В последние годы увеличилось количество педагогов пенсионного возраста и составило в 2017 году 18,4% (в 2015 – 16%). Учителя до 25 лет составляют всего 5%. 50% педагогов Сакмарского района (до 35% в Красногвардейском и Домбаровском районах, 20-25% в городах Орске, Оренбурге, Беляевском, Светлинском, Илекском, Адамовском районах) не имеют квалификационной категории и не прошли подтверждение на соответствие занимаемой должности. Остается ряд проблем в сфере профессиональной ориентации, трудового обучения и воспитания школьников. Наблюдается уменьшение числа общеобразовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку старшеклассников со 121 (13% их общего числа) школы в 2014 году до 26 (3%) школ в 2016 году по причине недостаточного материально-технического обеспечения и отсутствия лицензии на осуществление данного вида образовательной деятельности. Проблемой остается слабая материально-техническая база образовательных организаций для проведения теоретических и практических занятий по трудовому обучению, профессиональной подготовки обучающихся, для учебно-производственной деятельности, ввиду отсутствия финансирования, что не позволяет качественно формировать у обучающихся практические профессиональные компетенции.
Активное участие в обсуждении доклада приняли члены Совета Общественной палаты: Костенюк А.Г., Иванова А.Г., Канюков В.Н., Марченко Л.А., Медведев В.И., Данильчук В.Е., а также Милина С.Б –заведующая отделом образования администрации муниципального образования Северный район; Иванова Е.В. – директор лицея № 5 г. Оренбурга; Димова С.Г. – главный специалист отдела организации медицинской помощи детям министерства здравоохранения Оренбургской области; Низамутдинова Т.Ф. - директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа» Сакмарский район; Борисова Н.В. – заместитель директора департамента молодежной политики Оренбургской области; Шмелева Т.А. – начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области; Лабузов В. А. - министр образования Оренбургской области. Совет Общественной палаты по результатам обсуждения принял соответствующее Решение.
Пресс-служба Общественной палаты Оренбургской области