О роли Советов в укреплении гражданского общества
Правительство Оренбургской области приняло постановление о порядке образования Общественных советов. Ответственность за процессом формирования органа общественного контроля кроме органов исполнительной власти будет нести и Общественная палата. О роли Общественных Советов в укреплении гражданского общества мы беседуем с председателем Общественной палаты области Александром Костенюком.
- Александр Григорьевич, каким образом решение о создании Общественных советов повлияет на эффективность взаимодействия общества с властью?
- Интересный вопрос, спасибо. Давайте по порядку. Прежде всего, необходимо упомянуть постановление правительства региона «О порядке образования общественного совета при органе исполнительной власти Оренбургской области» № 360-п от 18 мая 2017 года. Именно для того, чтобы это были структуры, которые создаются не под диктовку и не под патронажем руководителей ведомств, был принят названный порядок, по которому состав общественных советов формируется по конкурсному отбору Общественной палатой области. Постановление издано во исполнение регионального Закона «Об общественном контроле» и определяет порядок формирования и работы совета, который образуется для осуществления контроля за деятельностью отраслевых органов исполнительной власти. Данный совет дает возможность общественным организациям через своих представителей вести диалог с властью, выражать интересы широких слоев населения. - Круг участников общественных мероприятий ежегодно расширяется, в них вовлекаются все новые и новые люди, растет и число лиц, получивших услуги от некоммерческих общественных организаций. Но мы понимаем, что всего этого недостаточно. Для нас очень важно постоянно держать связь с организациями на местах. Вот почему право выдвижения кандидатов в члены совета предоставлено общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям. И этим правом следует воспользоваться.
Организатором конкурса по формированию советов, как я уже сказал, является Общественная палата. Забот, конечно, у нас прибавилось, создана дополнительная рабочая группа. Мы уже провели семинар с руководителями общественных организаций, ответственными секретарями общественных советов при органах власти области. До 18 августа, в соответствии с постановлением, нужно сформировать 23 совета. Надо отметить, что в 2016-м во всех муниципальных образованиях районов и городов завершилось образование общественных советов. Руководителям органов местного самоуправления также было рекомендовано руководствоваться указанным выше порядком. Тем самым в области формируется система для эффективного взаимодействия общества с властью, потому что потенциал общественности, ее искреннее желание быть полезной своим согражданам, готовность к совместному решению многих социально значимых вопросов трудно переоценить. Нужно только слушать, слышать общественников, доверять им и советоваться с ними при принятии непростых решений во благо людей. Очень важно сплачиваться, объединяя неравнодушных людей, поддерживая идеи и проекты активистов, которых сегодня становится все больше. Особенно радует, что это представители молодежи, бизнес-структур и науки.
- Советы будут выступать в качестве совещательно-консультативных органов. Так смогут ли, в таком случае, они оказать реальное воздействие на власть?
Совершенно верно, Общественный совет является постоянно действующим совещательно-консультативным органом общественного контроля, решения которого носят рекомендательный характер. Конечно, можно задаться вопросом: а зачем общественные советы нужны властям? Ответ прост: благодаря советам чиновники могут оперативно получить информацию о проблемах, волнующих жителей, узнать актуальное общественное мнение и получить обратную связь по поводу принятых решений. Общественники помогают снимать социальное напряжение и предотвращать конфликты между населением и властью. Если власть желает учитывать общественное мнение, то можно дальше формулировать условия успешной работы советов. Если же такого желания нет, то консультативная структура будет неэффективной и никогда не достигнет своих целей. Актуальной задачей остается поиск и внедрение механизмов, способствующих повышению активности граждан в общественно-политической жизни, их участия на всех уровнях публичного управления. Особую роль в этом играют общественные движения, организации. В области немало примеров, когда грамотная работа с общественниками дает положительный результат.
Оценка эффективности деятельности общественного совета будет ежегодно осуществляться Общественной палатой на основании разработанной ею методики оценки и критериев эффективности деятельности общественных советов. Пересмотр Общественной палатой критериев эффективности деятельности общественных советов допускается не чаще 1 раза в год.
Говоря о том, смогут ли общественные советы оказать реальное воздействие на власть, хочу отметить, что, к примеру, в текущем году запланировано проведение независимой оценки в 71 медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы государственных гарантий, из них 35 учреждений государственной и 36 частной систем здравоохранения. С начала года независимая оценка проведена в 40 медицинских организациях, согласно утвержденному плану. В процессе независимой оценки анализируется доступность и полнота информации, размещенной на официальном сайте медицинской организации и на информационных стендах в учреждении. В частности, в поликлиниках оценивается система записи на прием, работа регистратуры, время ожидания медицинской помощи; в стационарных отделениях – условия пребывания пациентов, обеспеченность медикаментами, качество питания. Обращается внимание на соблюдение норм доступной среды для пациентов с ограниченными возможностями, маломобильных граждан, а также комфортность условий, доброжелательность персонала. В первом полугодии 2017 года в ходе проверок медицинских организаций в анкетировании приняли участие 1446 оренбуржцев. Анализ и обобщение результатов проводит рабочая группа по независимой оценке Общественного совета министерства здравоохранения. Информация о деятельности Совета, результатах независимой оценки, рейтинги медицинских организаций, информация о перечне организаций, в отношении которых проводится независимая оценка качества, размещена на официальном сайте министерства здравоохранения области.
Доля охвата организаций образовательной сферы независимой оценкой качества оказания услуг населению на территории региона на 1 июня 2017 года составила 100 процентов. Проведение независимой оценки качества образовательных организаций области и публикация на сайте www.bus.gov.ru результатов за 2017 год завершится до 30 сентября 2017 года. С начала года проведено два выездных заседания Общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания Оренбургской области: 29 марта на базе центра социальной адаптации «Шанс» и 30 мая на базе Сакмарского психоневрологического интерната. Кроме того, члены Общественного совета посетили социальные учреждения, действующие в Саракташском районе: комплексный центр социального обслуживания населения и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маячок».
- Могут ли войти в состав Общественных советов представители Молодежного правительства?
- Конечно. Надо только иметь ввиду, что к общественным объединениям, а члены Молодежного правительства как раз к ним относятся, и иным негосударственным некоммерческим организациям, обладающим правом выдвижения кандидатов в члены общественного совета, и к кандидатам в члены общественного совета устанавливаются определенные требования. В данном случае скажу, что членами общественного совета могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, проживающие на территории Оренбургской области и имеющие опыт работы по профилю деятельности регионального органа исполнительной власти, при котором формируется общественный совет, не менее 1 года. Необходимо учесть, чтобы кандидат в члены общественного совета не имел конфликта интересов, связанного с осуществлением деятельности члена общественного совета, и на момент выдвижения в члены общественного совета он не должен являться членом общественного совета при ином органе исполнительной власти области, за исключением случая, если он является членом общественного совета при органе исполнительной власти, в который он выдвигается повторно.
- Общественные советы создаются, в первую очередь, в интересах народа. Как будет организована процедура обращения в Общественный Совет? Не будет ли бумажной волокиты?
- Любой гражданин может обратиться в Общественный совет или Общественную палату по интересующим его вопросам. Порядок рассмотрения обращений будет осуществляться в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Статья 10 указанного закона обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
- Оренбуржье – не первый регион, где создаются Общественные советы. Некоторые политики и общественные деятели, услышав о работе Советов, критикуют их деятельность. Учитывается ли неудачный опыт других регионов при создании системы Советов в нашей области?
- Как и было уже отмечено, на основании новых принципов в ближайшее время будут сформированы все 23 общественных совета. Сегодня мы имеем понятную процедуру. Главное на что обращается внимание так это на независимость от органа исполнительной власти на этапе создания и определения состава общественных советов. Нам надо использовать этот формат, чтобы ответить на высказываемую критику. Кроме того, члены Общественной палаты регулярно участвуют в областных и межрегиональных семинарах, на которых обсуждаются те или иные инициативы, механизмы общественного контроля за деятельностью власти. Иногда мы сами приглашаем коллег из других областей. Полезную информацию всегда берем на вооружение. Такая форма «работы над ошибками» применяется и Общественными советами.
Беседовала Евгения Недорезова
О роли Советов в укреплении гражданского общества
Правительство Оренбургской области приняло постановление о порядке образования Общественных советов. Ответственность за процессом формирования органа общественного контроля кроме органов исполнительной власти будет нести и Общественная палата. О роли Общественных Советов в укреплении гражданского общества мы беседуем с председателем Общественной палаты области Александром Костенюком.
- Александр Григорьевич, каким образом решение о создании Общественных советов повлияет на эффективность взаимодействия общества с властью?
- Интересный вопрос, спасибо. Давайте по порядку. Прежде всего, необходимо упомянуть постановление правительства региона «О порядке образования общественного совета при органе исполнительной власти Оренбургской области» № 360-п от 18 мая 2017 года. Именно для того, чтобы это были структуры, которые создаются не под диктовку и не под патронажем руководителей ведомств, был принят названный порядок, по которому состав общественных советов формируется по конкурсному отбору Общественной палатой области. Постановление издано во исполнение регионального Закона «Об общественном контроле» и определяет порядок формирования и работы совета, который образуется для осуществления контроля за деятельностью отраслевых органов исполнительной власти. Данный совет дает возможность общественным организациям через своих представителей вести диалог с властью, выражать интересы широких слоев населения. - Круг участников общественных мероприятий ежегодно расширяется, в них вовлекаются все новые и новые люди, растет и число лиц, получивших услуги от некоммерческих общественных организаций. Но мы понимаем, что всего этого недостаточно. Для нас очень важно постоянно держать связь с организациями на местах. Вот почему право выдвижения кандидатов в члены совета предоставлено общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям. И этим правом следует воспользоваться.
Организатором конкурса по формированию советов, как я уже сказал, является Общественная палата. Забот, конечно, у нас прибавилось, создана дополнительная рабочая группа. Мы уже провели семинар с руководителями общественных организаций, ответственными секретарями общественных советов при органах власти области. До 18 августа, в соответствии с постановлением, нужно сформировать 23 совета. Надо отметить, что в 2016-м во всех муниципальных образованиях районов и городов завершилось образование общественных советов. Руководителям органов местного самоуправления также было рекомендовано руководствоваться указанным выше порядком. Тем самым в области формируется система для эффективного взаимодействия общества с властью, потому что потенциал общественности, ее искреннее желание быть полезной своим согражданам, готовность к совместному решению многих социально значимых вопросов трудно переоценить. Нужно только слушать, слышать общественников, доверять им и советоваться с ними при принятии непростых решений во благо людей. Очень важно сплачиваться, объединяя неравнодушных людей, поддерживая идеи и проекты активистов, которых сегодня становится все больше. Особенно радует, что это представители молодежи, бизнес-структур и науки.
- Советы будут выступать в качестве совещательно-консультативных органов. Так смогут ли, в таком случае, они оказать реальное воздействие на власть?
Совершенно верно, Общественный совет является постоянно действующим совещательно-консультативным органом общественного контроля, решения которого носят рекомендательный характер. Конечно, можно задаться вопросом: а зачем общественные советы нужны властям? Ответ прост: благодаря советам чиновники могут оперативно получить информацию о проблемах, волнующих жителей, узнать актуальное общественное мнение и получить обратную связь по поводу принятых решений. Общественники помогают снимать социальное напряжение и предотвращать конфликты между населением и властью. Если власть желает учитывать общественное мнение, то можно дальше формулировать условия успешной работы советов. Если же такого желания нет, то консультативная структура будет неэффективной и никогда не достигнет своих целей. Актуальной задачей остается поиск и внедрение механизмов, способствующих повышению активности граждан в общественно-политической жизни, их участия на всех уровнях публичного управления. Особую роль в этом играют общественные движения, организации. В области немало примеров, когда грамотная работа с общественниками дает положительный результат.
Оценка эффективности деятельности общественного совета будет ежегодно осуществляться Общественной палатой на основании разработанной ею методики оценки и критериев эффективности деятельности общественных советов. Пересмотр Общественной палатой критериев эффективности деятельности общественных советов допускается не чаще 1 раза в год.
Говоря о том, смогут ли общественные советы оказать реальное воздействие на власть, хочу отметить, что, к примеру, в текущем году запланировано проведение независимой оценки в 71 медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы государственных гарантий, из них 35 учреждений государственной и 36 частной систем здравоохранения. С начала года независимая оценка проведена в 40 медицинских организациях, согласно утвержденному плану. В процессе независимой оценки анализируется доступность и полнота информации, размещенной на официальном сайте медицинской организации и на информационных стендах в учреждении. В частности, в поликлиниках оценивается система записи на прием, работа регистратуры, время ожидания медицинской помощи; в стационарных отделениях – условия пребывания пациентов, обеспеченность медикаментами, качество питания. Обращается внимание на соблюдение норм доступной среды для пациентов с ограниченными возможностями, маломобильных граждан, а также комфортность условий, доброжелательность персонала. В первом полугодии 2017 года в ходе проверок медицинских организаций в анкетировании приняли участие 1446 оренбуржцев. Анализ и обобщение результатов проводит рабочая группа по независимой оценке Общественного совета министерства здравоохранения. Информация о деятельности Совета, результатах независимой оценки, рейтинги медицинских организаций, информация о перечне организаций, в отношении которых проводится независимая оценка качества, размещена на официальном сайте министерства здравоохранения области.
Доля охвата организаций образовательной сферы независимой оценкой качества оказания услуг населению на территории региона на 1 июня 2017 года составила 100 процентов. Проведение независимой оценки качества образовательных организаций области и публикация на сайте www.bus.gov.ru результатов за 2017 год завершится до 30 сентября 2017 года. С начала года проведено два выездных заседания Общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания Оренбургской области: 29 марта на базе центра социальной адаптации «Шанс» и 30 мая на базе Сакмарского психоневрологического интерната. Кроме того, члены Общественного совета посетили социальные учреждения, действующие в Саракташском районе: комплексный центр социального обслуживания населения и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маячок».
- Могут ли войти в состав Общественных советов представители Молодежного правительства?
- Конечно. Надо только иметь ввиду, что к общественным объединениям, а члены Молодежного правительства как раз к ним относятся, и иным негосударственным некоммерческим организациям, обладающим правом выдвижения кандидатов в члены общественного совета, и к кандидатам в члены общественного совета устанавливаются определенные требования. В данном случае скажу, что членами общественного совета могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, проживающие на территории Оренбургской области и имеющие опыт работы по профилю деятельности регионального органа исполнительной власти, при котором формируется общественный совет, не менее 1 года. Необходимо учесть, чтобы кандидат в члены общественного совета не имел конфликта интересов, связанного с осуществлением деятельности члена общественного совета, и на момент выдвижения в члены общественного совета он не должен являться членом общественного совета при ином органе исполнительной власти области, за исключением случая, если он является членом общественного совета при органе исполнительной власти, в который он выдвигается повторно.
- Общественные советы создаются, в первую очередь, в интересах народа. Как будет организована процедура обращения в Общественный Совет? Не будет ли бумажной волокиты?
- Любой гражданин может обратиться в Общественный совет или Общественную палату по интересующим его вопросам. Порядок рассмотрения обращений будет осуществляться в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Статья 10 указанного закона обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
- Оренбуржье – не первый регион, где создаются Общественные советы. Некоторые политики и общественные деятели, услышав о работе Советов, критикуют их деятельность. Учитывается ли неудачный опыт других регионов при создании системы Советов в нашей области?
- Как и было уже отмечено, на основании новых принципов в ближайшее время будут сформированы все 23 общественных совета. Сегодня мы имеем понятную процедуру. Главное на что обращается внимание так это на независимость от органа исполнительной власти на этапе создания и определения состава общественных советов. Нам надо использовать этот формат, чтобы ответить на высказываемую критику. Кроме того, члены Общественной палаты регулярно участвуют в областных и межрегиональных семинарах, на которых обсуждаются те или иные инициативы, механизмы общественного контроля за деятельностью власти. Иногда мы сами приглашаем коллег из других областей. Полезную информацию всегда берем на вооружение. Такая форма «работы над ошибками» применяется и Общественными советами.
Беседовала Евгения Недорезова