Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил перед исполнительной властью федерального и регионального уровней задачу разработать комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя. В работу по поиску оптимальных путей для развития системы образования активно включилось гражданское общество, так как это важная составляющая российского прорыва – ключевого ресурса развития нашей страны. Одна из основных задач – ориентация всей системы образования на критерии социализации и социальной интеграции в целях активного участия в формировании гражданина и патриота.
14 ноября 2019 года Общественная палата Оренбургской области провела общественную дискуссию на тему: «Учитель и общество». Темами выступлений на круглом столе стали вопросы взаимоотношений педагогов и учеников, авторитета учителя в современном обществе, его правовой незащищенности, значительного усложнения работы педагога и повышения требований к школе, высоких общественных запросов на специалистов, владеющих не только традиционными педагогическими технологиями, но и инновационными методами.
Председатель комиссии Общественной палаты Оренбургской области по вопросам образования и науки Татьяна Олеговна Машковская подчеркнула, что укреплению статуса современного учителя не способствует перекочевавший в образование тезис «клиент всегда прав». Плюс к этому, для педагогического сообщества остаются актуальными большая нагрузка и ненормированный рабочий день, отсутствие возможности построения быстрой карьеры в школах, высокий уровень ответственности за детей и воспитательные моменты.
Участниками слушаний были озвучены вопросы результативности обучения и воспитания, наставничества, диспропорции заработных плат внутри педагогических коллективов и между отдельными педагогами, необходимости формирования «Карты вызовов», которые есть в системе образования Оренбургской области и формирования на ее основе новой стратегии развития.
Большой интерес вызвало исследование председателя Оренбургской областной общественной организации «Федерация детских организаций» Елены Геннадьевны Ильиной на тему «Личность учителя глазами современного школьника». Были представлены результаты изучения мнения школьников Оренбургской области в рамках проекта «Департамента детского мнения», вошедшего в число победителей по итогам конкурса Фонда президентских грантов в 2019 году. 74,5 процента школьников Оренбуржья могут назвать учителей наставниками, 75,5 процентов учеников доверяют учителям. Стать учителями хочет лишь четверть от всего количества опрошенных.
«В системе образования много внутренних проблем, - подвела итог общественных слушаний председатель Общественной палаты Оренбургской области Александра Георгиевна Иванова, - Перед образованием стоит серьезная задача. Национальный проект, который сегодня реализуется, требует глубокого понимания на местах. «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Успех для каждого ребенка». Эти составляющие могут реализовать только высококвалифицированные кадры. И мы очень правильно сделали, что вышли сегодня на эту дискуссию. Далее на совете Общественной палаты мы будем обсуждать вопрос о подготовке педагогических кадров, продолжать работать с органами образования, и с родительской общественностью, выбирая оптимальные каналы коммуникации для достижения реальных положительных результатов по всем аспектам образования в Оренбуржье».
В Общественной дискуссии «Учитель и общество» приняли участие и выступили исполняющий обязанности министра образования Оренбургской области Алексей Александрович Пахомов, председатель комитета по образованию, науке, культуре и спорту Законодательного Собрания Оренбургской области Геннадий Михайлович Аверьянов, первый проректор Оренбургского государственного педагогического университета Елена Геннадьевна Матвиевская, председатели комиссий, эксперты Общественной палаты, представители и председатели Общественных палат муниципальных образований, учителя, родительская общественность, представители общественных организаций, заместители глав администраций и СМИ.